Испытательный срок гражданского служащего

Испытательный срок гражданского служащего

Испытательный срок гражданского служащего

Статья 27. Испытание на гражданской службе

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Испытание при поступлении на гражданскую службу как условие служебного контракта

Исаева О.В., аспирант кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России.

Исходным источником права, регулирующим вопросы испытания гражданского служащего, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте помимо его существенных условий могут также содержаться иные условия, среди которых Закон выделяет испытание при поступлении на гражданскую службу.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. То есть для того, чтобы условие об испытании было легитимным, оно должно быть прописано и в акте о назначении, и в служебном контракте.

Срок испытания гражданского служащего устанавливается продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.

Интересен случай, когда с работником заключен срочный служебный контракт сроком на 1 год. Никаких ограничений по установлению испытательного срока при заключении срочного служебного контракта в Законе нет, следовательно, можно предположить, что срочный служебный контракт, заключенный на 1 год, вполне может быть «испытательным», то есть содержать условие об испытании на 1 год. Никакой целесообразности, на наш взгляд, в этом нет. По мнению автора, в отношении «срочников» необходимо выработать иные правила установления испытания. По крайней мере, в ст. 70 Трудового кодекса РФ указано, что при заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недель. Аналогичное по смыслу, но, естественно, иное по содержанию и срокам положение должно, на наш взгляд, содержаться в Законе.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона испытание не устанавливается:

  • для беременных женщин — гражданских служащих;
  • для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий. В этом случае испытание не устанавливается в силу статуса гражданских служащих, замещающих должности указанных категорий, и функциональных особенностей данных категорий;
  • для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом и другими федеральными законами.

Итак, перечень случаев, при которых испытание не устанавливается, является открытым и не исчерпывается ст. 27 Закона.

Логично, что представителю нанимателя стоит обратиться, в частности, к ст. 70 Трудового кодекса РФ, содержащей перечень случаев, при которых испытание не устанавливается. Среди них есть и не содержащиеся в Законе. Так, испытание не устанавливается для лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к поступлению на гражданскую службу и замещению должности гражданской службы по конкурсу указанное выше исключение весьма актуально. Однако законодатель этот случай в перечне ст. 27 Закона не указал. Вопрос весьма не однозначен.

С одной стороны, правоприменитель может воспользоваться расширительным перечнем и применить ст. 70 ТК РФ, т.е. посчитав, что гражданский служащий успешно выдержал конкурсные испытания, не устанавливать испытание при назначении на должность.

С другой стороны, неустановление испытания победителю конкурса, возможно, не совсем верный шаг. Ведь конкурс — это способ замещения определенной должности, а испытание — это возможность проверить работника на предмет соответствия замещаемой должности. Тот факт, что гражданский служащий выиграл конкурс, вовсе не означает, что он справится с исполнением должностных обязанностей. К тому же для правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, конкурсная процедура является, скорее, исключением, а не правилом. В рамках законодательства о государственной гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы по общему правилу осуществляется по результатам конкурса. Получается, что при расширительном подходе институт испытания вообще будет не востребован. Данный вопрос является в какой-то мере дискуссионным, и автор воздерживается от окончательного вывода.

В перечне исключений, установленном в ч. 3 ст. 27 Закона, указано, что испытание не устанавливается для беременных женщин — гражданских служащих. В свою очередь, в ст. 70 Трудового кодекса РФ обозначено, что испытание не устанавливается для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. На наш взгляд, предполагается, что в рамках п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона для представителя нанимателя обязательна норма о невозможности установления испытания на гражданской службе для женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. Тем не менее у правоприменителей возникает закономерный вопрос: по какой причине законодатель, установивший исключение по категории беременных женщин — гражданских служащих, не установил исключение в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года, ведь данные категории женщин-работников весьма схожи в правовом регулировании их статуса?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 3 ст. 27 Закона, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев. То есть в данном случае, во-первых, применяется не общий срок, указанный в ч. 1 ст. 27 Закона (от 3 месяцев до 1 года), а специальный, который не может превышать 6 месяцев. Во-вторых, представитель нанимателя вполне может не устанавливать такому гражданскому служащему испытательный срок, так как обозначенная выше норма носит не императивный, а диспозитивный характер.

Обратим внимание, что больше никаких случаев, устанавливающих испытание, в ст. 27 Закона, как, впрочем, и во всем Законе, не представлено. На практике возник вопрос: вправе ли представитель нанимателя устанавливать испытательный срок при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы в рамках одного государственного органа? С одной стороны, в перечне исключений такого случая нет. Более того, довольно логично и разумно, что при переводе на вышестоящую должность, например, другой группы должностей или при переводе в иное структурное подразделение с иными служебными обязанностями представитель нанимателя устанавливает испытательный срок в целях проверки соответствия замещаемой должности. Однако ст. 27 Закона носит название «Испытание при поступлении на гражданскую службу». Разобраться в этой формулировке может следующая норма.

При неудовлетворительном результате испытания у представителя нанимателя есть два варианта поведения:

  1. предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Закон фактически говорит об испытании при поступлении на гражданскую службу. Тем не менее фраза, что представитель нанимателя при неудовлетворительном результате испытания предоставляет ранее замещаемую должность, говорит о том, что на вновь предоставленную должность, по которой предусматривалось испытание, гражданский служащий назначался в порядке перевода. Таким образом, фразу «испытание при поступлении на гражданскую службу» правоприменителю необходимо понимать расширительно. По нашему мнению, название статьи Закона должно звучать иначе, например «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы»;

  1. до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Для наглядности представим данный пункт в виде совокупности условий, позволяющих представителю нанимателя расторгнуть договор с не выдержавшим испытание гражданским служащим.

А. В соответствии с ч. 9 ст. 27 Закона, если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание. Данной норме корреспондирует первое условие, которое заключается в том, что расторжение служебного контракта может быть исключительно до истечения срока испытания.

Б. Представитель нанимателя обязан предупредить гражданского служащего, не выдержавшего испытание, о предстоящем расторжении с ним служебного контракта:

  1. предупреждение должно быть сделано в письменной форме;
  2. не позднее чем за 3 дня до расторжения служебного контракта;
  3. в данном письменном предупреждении должны быть указаны причины, послужившие основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Довольно интересным является вопрос о правовом основании, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Общие основания и последствия прекращения служебного контракта изложены в главе 6 Закона. В частности, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Далее законодатель дает отсылку к ч. 7 ст. 27 Закона. В свою очередь, ч. 7 ст. 27 Закона состоит из двух пунктов: предоставление ранее замещаемой должности и расторжение служебного контракта до истечения срока испытания. Понятно, что в случае отказа гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания он будет уволен по п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона. Случай расторжения служебного контракта до истечения срока испытания, являющийся инициативой представителя нанимателя, в Законе не отражен. По специальной норме, содержащейся в ч. 7 ст. 27 Закона, гражданский служащий не может быть уволен, в ст. 33 Закона и иных статьях, касающихся расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, отсутствует соответствующее основание. По нашему мнению, совершенно необходимо к перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя добавить следующее основание: «Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданкой службы в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 7 ст. 27 настоящего Федерального закона)». В этом случае гражданский служащий будет уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона.

Статья 27. Испытание на гражданской службе

1. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Испытание может устанавливаться:

1) при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;

2) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

3. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;

3) для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

4. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Продление испытательного срока в COVID-19: законно ли?

ЮК «Дмитренко и партнеры» представляет интересы работника, которому в период действия указов Президента РФ о введении нерабочих дней продлили испытательный срок, несмотря на выполнение работы дистанционно.

Ответчик – ООО «Сабвэй Раша Маркетинг Компани»

Что важно знать для того, чтобы защитить свои права в суде при возникновении аналогичного спора ?

Кратко вспомним условия установления испытательного срока работнику.

Испытание – условие, закрепляемое в трудовом договоре для проверки соответствия работника поручаемой ему работе.

Условие об испытании в трудовом договоре отсутствует и не было оформлено отдельного соглашения о нем >>> работник принят на работу без испытания.

Срок испытания : не более 3 месяцев, а для отдельных категорий работников – шести месяцев (см. подробнее ст. 70 ТК РФ).

N . B . если трудовой договор заключен на срок от 2 до 6 месяцев – испытание не должно превышать 2 недель.

Для кого не устанавливается испытание ?

  • избранных на должность по конкурсу;
  • беременных женщин ;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до 1.5 лет;
  • не достигших 18 лет ;
  • получивших среднее профессиональное или высшее образование и впервые поступающих на работу по специальности в течение года со дня его получения;
  • избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
  • заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
  • и др.

Какие периоды не засчитываются в испытательный срок ? – периоды временной нетрудоспособности и иные периоды отсутствия работника на работе (например, периоды прогула, выполнения государственных или общественных обязанностей, отпуска за счет работника и т.д.)

Работодатель продлил испытательный срок? Делаем выводы о законности данного действия.

  1. ТК РФ в настоящий момент не предусмотрена возможность продления испытательного срока даже при наличии согласия на то работника, соответственно, продление испытательного срока недопустимо.
  2. Имеются периоды, не засчитываемые в испытательный срок. При наличии таковых дата окончания испытательного срока может быть перенесена. Внимание! Не продлена, а именно перенесена! Однако общий срок испытания в любом случае не может превышать три месяца (по общему правилу).
  3. Фактическое отсутствие на работе предполагает неосуществление трудовой функции. Так, если работники организации в связи с объявлением нерабочих дней были переведены на дистанционный формат работы и продолжали осуществлять свои трудовые обязанности – на взгляд ЮК «Дмитренко и партнеры», оснований для «продления» испытательного срока нет.

N . B . Если спор с работодателем дошел до суда, необходимо сформировать доказательственную базу осуществления трудовой деятельности в период дистанционной работы.

Важно помнить! Увольнение по результатам испытания может быть произведено только до истечения испытательного срока (см. ст. 71 ТК РФ).

Читайте также  Как считаются подъезды в домах? Порядок нумерации
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]