Обзор изменений, внесенных в Порядок № 209н
Приказом Минфина РФ от 13.05.2019 № 69н [1] внесены очередные поправки в Порядок № 209н [2] . Приведем те из них, которые касаются казенных учреждений.
Группа «Доходы».
В части применения подстатьи 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ уточнено, что по ней не отражаются плата по договорам аренды (субаренды) земель, а также доходы от условных арендных платежей (п. 9.2.1 Порядка № 209н в новой редакции).
Подстатья 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»
КОСГУ дополнена следующими видами доходов, которые необходимо отражать по ней (п. 9.3.1 Порядка № 209н в новой редакции):
- доходы от реализации готовой продукции, товаров;
- доходы от платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями, включающей в себя плату за использование и плату за содержание жилого помещения.
Также внесено уточнение, согласно которому поступления в доход бюджетов от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств в кассе, сформированных получателем бюджетных средств на 1 января текущего финансового года, отражаются по подстатье 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ (п. 9.3.6 Порядка № 209н с изменениями в новой редакции).
Согласно внесенным в п. 9.8.5 Порядка № 209н с изменениями на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ относится в том числе поступление денежных документов при реорганизации, ликвидации учреждения.
Кроме того, по данной подстатье КОСГУ отражаются операции по начислению (уплате) налогов, указанных в п. 9 Порядка № 209н, в частности НДС и налога на прибыль организаций.
Группа «Расходы».
В таблице представим, какими видами затрат дополнены следующие подстатьи расходной части КОСГУ.
214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»
Оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении
226 «Прочие работы, услуги»
– расходы на проведение монтажных работ в отношении оборудования, требующего монтажа, в случае если данные работы выполняются не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
– расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам;
– расходы на осуществление контрольных закупок товаров (работ, услуг)
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»
Иные расходы на приобретение работ (услуг), которые формируют объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования)
234 «Процентные расходы по обязательствам»
Не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий
241 «Безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям»
– нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления;
– финансовых активов и обязательств при реорганизации, ликвидации учреждения
242 «Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство»
Безвозмездная передача нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления финансовым организациям государственного сектора
243 «Безвозмездные перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство»
Безвозмездная передача нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)
244 «Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство»
Безвозмездная передача иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора
245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство»
Безвозмездная передача иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)
246 «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство»
Безвозмездная передача нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления некоммерческим организациям (за исключением бюджетных, автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме»
Выплата пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности
281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям»*
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования, а также показателей, уменьшающих стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления
282 «Безвозмездные перечисления капитального характера финансовым организациям государственного сектора»
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления финансовым организациям государственного сектора
283 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)»
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)
284 «Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора»
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора
285 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)»
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)
286 «Безвозмездные перечисления капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг»
Безвозмездная передача нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления некоммерческим организациям (за исключением бюджетных, автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг
297 «Иные выплаты текущего характера организациям»
Выплаты индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг
343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»
Оплата договоров на приобретение ГСМ, в том числе присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем
346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, которые не отнесены на иные подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», в том числе канцелярских товаров и принадлежностей
* В новой редакции из названия подстатьи исключены слова «бюджетным и автономным» (п. 10.8 Порядка № 209н порядок).
До внесения изменений следующие нормы Порядка № 209н порядок должны были применяться с 01.01.2021, а согласно поправкам теперь учреждения вправе использовать их в работе с 01.01.2020:
1) пункт 13.4.9 – подстатья 549 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам» КОСГУ;
2) пункт 13.6.9 – подстатья 569 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ;
3) пункт 14.4.9 – подстатья 649 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам» КОСГУ;
4) пункт 14.6.9 – подстатья 669 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ;
5) пункт 15.3.9 – подстатья 739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ;
6) пункт 16.3.9 – подстатья 839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами» КОСГУ.
[1] «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н косгу «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Минюсте 24.07.2019, № 55372).
[2] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н косгу.
Приказ Минфина России от 04.12.2019 N 209н «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2019 N 56812)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2018, N 24, ст. 3400) и подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
2. Признать утратившими силу:
а) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 233н «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2017 г., регистрационный N 49308);
б) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2018 г. N 166н «О внесении изменения в пункт 2 перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 233н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 2018 г., регистрационный N 51998);
в) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 251н «О внесении изменений в пункт 2 перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 233н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2018 г., регистрационный N 53068).
приказом Министерства финансов
от 04.12.2019 N 209н
ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ
КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЯЗАНЫ
ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ
О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО
ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА)
И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
1. Должности федеральной государственной гражданской службы:
начальник отдела в департаменте;
начальник отдела в департаменте — главный бухгалтер;
заместитель начальника отдела — заместитель главного бухгалтера;
заместитель начальника отдела.
2. Отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях Министерства финансов Российской Федерации:
2.1. Департамент управления делами и контроля:
2.1.1. Отдел по обеспечению деятельности Министра и заместителей Министра: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.
2.1.2. Отдел секретного делопроизводства: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, специалист 1 разряда.
2.2. Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе:
2.2.1. Отдел анализа качества финансового менеджмента: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
2.3. Департамент налоговой и таможенной политики:
2.3.1. Отдел международных налоговых отношений: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
2.4. Департамент финансовой политики:
2.4.1. Отдел регулирования финансовых рынков: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант (в должностные обязанности которых входит участие в реализации функций Министерства финансов Российской Федерации по регулированию деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата).
2.4.2. Отдел организации компенсационных выплат: ведущий советник, советник.
2.5. Департамент межбюджетных отношений:
2.5.1. Сводный отдел: ведущий советник, советник.
2.5.2. Отдел организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации: ведущий советник, советник.
2.5.3. Отдел мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации: ведущий советник, советник.
2.5.4. Отдел муниципальных образований: ведущий советник, советник.
2.5.5. Отдел реформы жилищно-коммунального хозяйства: ведущий советник, советник.
2.5.6. Отдел методологии межбюджетных отношений: ведущий советник, советник.
2.5.7. Отдел резервных фондов: ведущий советник, советник.
2.5.8. Отдел государственных программ регионального развития: ведущий советник, советник.
2.6. Правовой департамент:
2.6.1. Отдел исполнения судебных актов и анализа судебной практики: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.
2.6.2. Отдел судебно-претензионной работы и правового обеспечения бюджетной политики в отраслях социальной сферы и государственного управления: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.
2.7. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа:
2.7.1. Первый отдел: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
2.8. Административный департамент:
2.8.1. Отдел материально-технического обеспечения и транспорта и организационного обеспечения международных мероприятий Министерства: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.
2.8.2. Отдел социального обеспечения: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.
2.8.3. Отдел капитального строительства, ремонта, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.
2.8.4. Отдел по управлению имуществом Минфина России и подведомственных организаций: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант.
2.8.5. Отдел — контрактная служба: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт.
2.9. Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса:
2.9.1. Отдел межведомственной координации в сфере систематизации и кодирования информации: советник.
2.10. Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля:
2.10.1. Отдел нормативного-правового регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт.
2.10.2. Отдел обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.
2.10.3. Отдел нормативно-правового регулирования валютной сферы и валютного контроля: консультант.
2.11. Департамент проектного управления и развития персонала:
2.11.1. Отдел кадров и прохождения государственной службы в Минфине России: ведущий советник, советник (в должностные обязанности которых входит участие в организации и проведении конкурсов на включение в кадровый резерв и замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Минфине России).
2.11.2. Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений: ведущий советник, советник, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт.
Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету
Инструкция по бухучету в бюджетных учреждениях — это законодательные нормативы, регулирующие порядок ведения БУ в организации. Приведем актуальные нормативно-правовые акты для скачивания и использования в работе.
Важные изменения
Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:
- Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
- Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
- Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
- На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.
Единый план счетов
В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.
- казенные, БУ и АУ;
- госорганы и органы местного самоуправления;
- финансовые органы и Казначейство;
- внебюджетные фонды всех уровней.
Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2021 году с последними изменениями:
Памятка по актуальным изменениям
Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н
Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н
Особенности применения
Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.
В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.
Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.
Первичные и учетные документы
Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).
- перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
- унифицированные бланки документации;
- методические рекомендации по заполнению бланков.
Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.
Отчетность бюджетников
Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:
- полный состав отчетных форм;
- периодичность сдачи;
- порядок составления отчетности;
- особенности отражения бухопераций в отчетных формах.
Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.
Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.
Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:
- Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
- Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
- Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
- Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
- Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.
Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2021 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):
- Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
- Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.
Документы, полезные в работе бухгалтера
Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.
А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2021 году.
Инструкция 209 Н По Бюджетному Учету С Изменениями
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.
Минфин уточнил отдельные положения Приказа № 209н с целью совершенствования нормативно-правового регулирования порядка применения КОСГУ в соответствии с положениями ст. 18, 19, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса РФ.
Сразу скажем, что Минфин внёс изменения и в доходные, и расходные коды КОСГУ. И вообще предусмотрено довольно много уточняющих правок. Некоторые из них надо применять уже с 21 ноября 2020 года.
Также уточнены требования к утвержденной структуре кодов КОСГУ. По-новому изложены положения, касающиеся перечня «доходных» статей КОСГУ, детализированы отдельные статьи и порядок отнесения на подстатьи некоторых доходов.
В новой редакции Приказа № 209н Минфин учёл свои требования, разъяснения и комментарии по применению кодов КОСГУ, которые давал ранее.
С какой отчётности применять изменения
В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год.
Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2020 году и составлении указанной отчетности за 2020 год.
Основные изменения в применении КОСГУ 2020-2021
Компенсации от ФСС
Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:
- мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
- санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.
Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».
А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).
Налоговые штрафы
Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).
Отметим, что до 2021 года Минфин требовал отражать указанные санкции по коду 295 КОСГУ «Другие экономические санкции».
Покупка лицензий и программного обеспечения
Минфин оставил в силе требование применять подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» при учете затрат на покупку неисключительных прав пользования на программы, базы данных и другие результаты интеллектуальной деятельности.
Ранее подстатью для учета таких расходов хотели заменить кодами 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 КОСГУ для определенного срока использования. Согласно поправкам в Приказ № 209н, эти коды нужно использовать только при принятии к учету прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.
Новые расходы по коду 226 КОСГУ
И ещё много уточнений Минфин внёс в подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». Теперь по ней отражают следующие расходы:
- оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.) в случае, если они производились не для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включались в объемы капвложений, формирующих стоимость ОС;
- материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
- компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
- оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарств по единому контракту (договору), заключенному с фармацевтической компанией;
- оплату услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
- оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
- вознаграждение конкурсному управляющему, а также компенсацию его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.
Отметим, что по большинству этих затрат Минфин уже давал свои разъяснения.
Зарплатные выплаты
С 21.11.2020 перечень затрат по подстатье 211 КОСГУ «Заработная плата» дополнен следующими выплатами:
- доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
Отметим, что Минфин требовал отражать эти суммы по коду 211 КОСГУ и ранее.
Соцобеспечение
Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице.
Выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан
Выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях
Оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно
Компенсация стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным на профобучение или получение дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости
Ежемесячное возмещение судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью
Ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти)
Материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудника, условиями трудовых отношений
Другие изменения в применении КОСГУ
КОД КОСГУ | ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ |
Подстатья 129 КОСГУ «Иные доходы от собственности» | Включили доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона, когда цена контракта снижается до половины процента начальной максимальной цены контракта и ниже. |
- связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала;
- направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности.
- на уплату сборов за оформление авиабилетов и ж/д билетов;
- по удержаниям перевозчика, связанным с их возвратом или обменом.
- оплату государственного техосмотра т/с;
- оплату работ по консервации объекта незавершенного строительства.
- на разработку генпланов, совмещенных с проектом планировки территории;
- межевание границ земельных участков;
- разработку правил землепользования и застройки (документации градостроительного зонирования);
- проведение архитектурно-археологических обмеров;
- разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности.
Также добавили затраты на инженерно-геодезические изыскания и выполнение кадастровых работ.