Внутренний контроль. Внешний. Финансовый. Государственный. Как не запутаться?
Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.
Итак, существуют несколько видов контроля:
- внутренний контроль;
- внутренний финансовый контроль (ВФК),
- внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
- внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
- ведомственный контроль,
- внутренний финансовый аудит (ВФА).
Конечно, многих такое «обилие» видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли «контрольные» обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.
Внутренний контроль
Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.
Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)
Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.
Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.
Что же отличает ВФК от «просто» внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова «финансовый»? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:
- составлять и исполнять бюджетную смету,
- принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
- вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).
И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.
Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий «простор для творчества» все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.
Внутренний финансовый аудит (ВФА)
Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)
На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.
Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.
ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль
Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:
- Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
- Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и № 223-ФЗ о закупках;
- нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.
Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.
Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль
Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово «государственный» или «муниципальный», получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.
Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.
Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.
Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.
ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль
Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.
Финансовый контроль: понятие, значение, виды
Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.
Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.
Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.
Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.
Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.
Задачи и направления финансового контроля
Основные задачи финансового контроля:
- поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
- обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
- обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
- повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:
- проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
- проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
- проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
- проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
- выявлять внутренние резервы производств — возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
- предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.
Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения
Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:
В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.
- Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
- Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
- Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.
Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений
В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.
Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:
- на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
- на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.
В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.
Финансовый контроль органами
У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).
Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.
Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.
Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.
Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.
Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.
Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторская деятельность
На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.
Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.
Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.
Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:
- устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
- осуществлять налоговое консультирование;
- анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
- проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
- консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
- автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
- проводить оценочную деятельность(
- проводить маркетинговые исследования;
- проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
- обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
- оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.
Финансовый контроль на предприятии: организация, методы проведения
Внутренний финансовый контроль является важной составляющей финансового управления компанией. Он необходим чтобы проконтролировать:
- выполнение финансового плана;
- его отклонение от запланированного;
- эффективность принятых решений по итогам запланированного периода.
Внутренний финансовый контроль обычно проводится организацией личными силами и проводится исключительно в интересах собственной компании.
Задачи финансового контроля в организации:
- осуществляет контроль последовательности выполнения финансового плана;
- осуществляет анализ эффективности проводимых методов финансового плана;
- осуществляет контроль своевременности реализации финансового плана;
- осуществляет контроль отклонения реализованного плана от запланированного.
Этапы финансового контроля в организации
Существует несколько этапов финансового контроля в организации:
- предварительный;
- текущий;
- последующий
Предварительный контроль проводится в момент формирования финансового плана, бюджета организации. Он помогает уже при планировании бюджета предотвратить потенциальные проблемы нецелевого или нерационального использования финансов, а также обнаружить дополнительные финансовые ресурсы.
Предварительный анализ может состоять из следующих этапов:
- подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих предварительный контроль;
- выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
- сбор и анализ финансовых документов;
- обработка полученной информации;
- документальное оформление результатов предварительного контроля.
Текущий контроль осуществляется совместно с осуществлением утвержденного финансового плана, реализации бюджетов. Он направлен на то, чтобы оперативно выявить нецелевое использование финансовых средств, неэффективное использование ресурсов компании,
Текущий контроль может состоять из следующих этапов:
- подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих текущий контроль;
- выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
- сбор и анализ финансовых документов, экономических показателей;
- обработка полученной информации;
- документальное оформление результатов текущего контроля.
Последующий контроль предназначен для окончательной оценки эффективности проведенных этапов финансового плана, оценки плюсов и минусов, работу с недостатками финансового плана или бюджета и выработку в будущем более эффективного финансового плана или бюджета.
Методы финансового контроля внутри организации
Традиционного сложилось несколько методов проведения финансового контроля внутри организации. К методам финансового контроля можно отнести:
- Анализ;
- Проверки;
- Обследование;
- Наблюдение.
Метод «Анализ» подразумевает детальный анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, для того чтобы оценить итоги деятельности организации, обеспеченность организации активами и эффективность их использования.
Метод «Проверки» подразумевает проверку отчетной и расходной документации. Проводится для обнаружения недочетов и недостатков в деятельности компании.
Метод «Обследование» состоит в большом охвате финансовых, экономических, бухгалтерских показателей. При данном методе оценивается общее финансовое состояние организации, ее потенциал и резервы для ее роста.
Метод «Наблюдение» применяется для оценки текущего анализа финансовой ситуации в компании. Он проводится для обнаружения расхождения между фактическими и плановыми показателями финансового плана (бюджета). Метод «Наблюдение» может состоять из:
- Анализа текущей деятельности организации;
- Выявления основных условий для роста, условий для финансовой стабильности, а также неблагоприятных показателей, которые могут привести к банкротству или ликвидации компании;
- Выяснения причин несоответствия текущих и плановых показателей;
- Анализа оперативной финансовой отчетности организации.
Как организовать финансовый контроль в организации
Для эффективной организации финансового контроля в компании, прежде всего, необходимо выбрать вид финансового контроля (предварительный, текущий, последующий); далее подготовить план проведения этого процесса; определить какие инструменты будут задействованы для достижения запланированных целей; назначить компетентных сотрудников, которые будут проводить этот контроль. После этого проводится анализ финансового состояния организации. Для этого:
- изучаются финансовые, бухгалтерские, внутренние, юридические и другие документы организации;
- анализируются финансово-экономические показатели компании;
- определяется эффективность рабочих процессов внутри организации;
- определяется компетентность работающих сотрудников;
- оценивается деятельность компании в целом – ее конкурентноспособность, платежеспособность, рентабельность, закредитованность и прочие показатели.
На основании изучения всех этих аспектов деятельности компании, делаются выводы, которые должны быть задокументированы должным образом, результаты сопоставляются с предыдущими периодами и соответственно будущие финансовые планы организации корректируются в соответствии с полученными результатами проверки.
Объекты финансового контроля организаций
Самым главным объектом финансового контроля является финансовый план (бюджет) организации. Финансовый план (бюджет)– это совокупность принятых решений в компании по управлению ее финансами. Для этого в организации создают ряд документов, в которых прописаны действия по реализации финансового плана (бюджета), определяют наличие необходимых инструментов для реализации запланированных действий, назначают сотрудников для реализации запланированного.
Цели финансового контроля компаний
К целям финансового контроля организации можно отнести:
- оценка эффективности ведения учета в организации, повышение эффективности учета в случае выявления неудовлетворительного ведения учета;
- оценка компетентности и квалификации сотрудников, повышение их компетенции в случае выявления их неудовлетворительной компетентности;
- оценка эффективности финансового управления в организации, повышение эффективности в случае выявления неудовлетворительного финансового управления;
- оптимизация финансового управления в организации;
- выявление причин эффективного или неэффективного финансового управления организации;
- разработка более совершенного финансового плана на будущие периоды времени с учетом результатов проведенного финансового контроля.
Показатели финансовой устойчивости компании
Существует ряд показателей, определяющих финансовую устойчивость компании:
Коэффициенты | Формула |
Коэффициент автономии (КА) | КА = ССК/ОСК; КА = СЧА/ОСА |
Коэффициент финансирования (КФ) | КФ = СПЗК/ССК |
Коэффициент задолженности (КЗ) | КЗ = СПЗК/ОСК |
Коэффициент текущей задолженности (КТЗ) | КТЗ = СПКЗК/ОСК |
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДФН) | КДФН = (ССК + СПДЗК)/ОСА |
ССК – сумма собственного капитала компании
СЧА – стоимость чистых активов
ОСА – общая стоимость активов
ОСК – общая сумма капитала
СПЗК – сумма привлеченных заемных капиталов организации
СПКЗК – сумма привлеченных краткосрочных заемных капиталов компании
СПДЗК – сумма привлеченных долгосрочных заемных капиталов компании
Показатели ликвидности (платежеспособности) компании
Коэффициенты | Формула |
Коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП) | (СДА + СКФИ)/СТФО |
Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП) | (СДА – СКФИ + СДЗ)/СТФО |
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) | СОА/СТФО |
СДА – сумма денежных активов организации
СКФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций организации
СТФО – сумма текущих финансовых обязательств
СДЗ – сумма дебиторской задолженности
СОА – сумма оборотных активов организации
СТФО – сумма текущих финансовых обязательств компании
Показатели оборачиваемости активов
Коэффициенты | Формула |
Коэффициент оборачиваемости всех активов в заданном периоде (КОАзп) | КОАзп = ООРП/ОСА |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов компании в заданном периоде (КООАзп) | КООАзп = ООРП/ССОА |
Период оборота всех активов, дни (ПОА) | ПОА = ОСА/ ООРП; ПОА = Д/КООАзп |
ООРП – общий объем реализации продукции в заданном периоде
ССОА – средняя стоимость оборотных активов в заданном периоде
ООРП – однодневный объем реализации продукции в заданном периоде
Д – число дней в заданном периоде
Показатели рентабельности организации
Коэффициенты | Формула |
Коэффициент экономической рентабельности (КЭР) | КЭР = СЧП/ОСА |
Коэффициент финансовой рентабельности (КФР) | ЕФР = СЧП/ССК |
Коэффициент коммерческой рентабельности (ККР) | ККР = СЧПрп/ООРП |
СЧП – сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в заданном периоде
СЧПрп сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов реализованной продукции в заданном периоде
Финансовый контроль на предприятии за полугодие
Некоторые руководители считают, что организация финансового контроля является внутренним делом компании и не стоит отвлекать дополнительные ресурсы на проверку корректности учета хозяйственных операций и достоверности всех видов отчетности.
Между тем в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» прямо указано, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль всех совершаемых фактов хозяйственной деятельности. Поэтому по завершении каждого отчетного квартала необходимо документально зафиксировать, что достоверность показателей финансовой отчетности компании подтверждена в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля.
Другое дело, что перечень компонентов, процедур и отчетности системы внутреннего контроля будет зависеть от масштабов бизнеса, организационной и управленческой структуры компании, объема хозяйственных операций.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поскольку действующее законодательство в области бухгалтерского учета требует наличия в компании системы внутреннего контроля (СВК), при ее построении нужно определиться, какие цели и задачи будет решать система, из каких компонентов она будет состоять.
Основная цель построения системы внутреннего контроля — обеспечить:
- эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании;
- экономическую целесообразность хозяйственных операций компании;
- достоверность показателей всех видов отчетности компании;
- соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и внутренних регламентов компании.
Чтобы система внутреннего контроля могла успешно достигать поставленной цели, она должна решать три ключевые задачи:
- осуществление контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов компании и присущих ее деятельности рисков;
- организация надежной системы сбора, обработки и передачи информации о финансово-хозяйственной деятельности компании;
- своевременное предоставление руководству информации об отклонениях от утвержденного порядка функционирования бизнес-процессов для выработки управленческих решений по корректирующим действиям.
Качественная система внутреннего контроля состоит из нескольких компонентов (рис. 1).
Контрольная среда — основа системы внутреннего контроля. Факторы контрольной среды:
- стратегия и стиль руководства компанией;
- организационная структура и бизнес-процессы компании;
- распределение полномочий и ответственности между руководством и менеджментом компании;
- порядок формирования бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности компании;
- требования по соблюдению норм действующего законодательства и внутренних регламентов компании.
Оценка рисков подразумевает совокупность мер, направленных на выявление и анализ рисков, влияющих на деятельность и достижение целей компании. Она является основой для определения контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками.
Средства контроля представляют собой применяемые в компании методы и контрольные процедуры, направленные на выявление негативных отклонений и снижение рисков в процессе деятельности компании.
Информационный обмен осуществляется посредством использования средств обмена информацией и информационных технологий, которые создают условия для эффективной реализации управленческих функций, позволяют менеджменту принимать своевременные и обоснованные решения, выполнять свои должностные обязанности.
Мониторинг предусматривает постоянную и периодическую оценку качества работы системы внутреннего контроля путем составления отчетности в области внутреннего контроля.
Пример критериев оценки качества работы системы внутреннего контроля в области формирования финансовой отчетности показан в табл. 1.
Таблица 1. Оценка качества внутреннего контроля над финансовой отчетностью
Объекты контроля
Критерии эффективности контроля
Формирование финансовой отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов деятельности компании
Отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты действительно имели место и относятся к деятельности компании
Все хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании, подлежащие отражению в учете, отражены в нем
Суммовые и натуральные показатели, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам деятельности компании, соответствуют первичной документации
Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в учете в отчетных периодах их совершения
Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании корректно отражены на счетах учета
Формирование финансовой отчетности в отношении остатков по счетам учета на конец отчетного периода
Отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют
Компания обладает правами или контролирует права на отраженные в учете активы, а отраженные в учете обязательства представляют собой обязательства компании
Все активы, обязательства и капитал компании, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем
Активы, обязательства и капитал компании включены в финансовую отчетность в соответствующих суммах. Любые результирующие оценки и корректировки по распределению их стоимости отражены в отчетности правильно
Состав финансовой отчетности в отношении представления и раскрытия информации
Отраженные в бухгалтерской отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности компании
Информация в финансовой отчетности представлена в соответствии с требованиями действующего законодательства
Финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в понятной форме
Финансовая и прочая информация раскрыта в отчетности достоверно и в надлежащих суммах
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Процесс внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности включает три последовательных этапа.
ЭТАП 1. Предварительный контроль.
Предварительный контроль, осуществляемый перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомочной будет та или иная документация.
Контрольные мероприятия, которые относятся к предварительному контролю:
- анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
- проверка финансовой, статистической, налоговой и управленческой отчетности до ее утверждения/подписания и т. д.
В рамках предварительного контроля можно проводить следующие действия:
- контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) со стороны директора и руководителя финансовой службы компании;
- проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
- предварительная экспертиза документов или решений, связанных с расходованием финансовых и материальных средств, руководителями подразделений, главным бухгалтером и внутренним аудитором компании.
Предварительный контроль осуществляют при каждом факте хозяйственной деятельности, который подлежит финансовому контролю согласно регламентам компании.
ЭТАП 2. Текущий контроль.
Данный контроль предусматривает повседневный анализ соблюдения внутренних регламентов, составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского (управленческого) учета. Оценивают эффективность и результативность расходования денежных средств для достижения целей, задач и прогнозных показателей подразделениями компании.
В ходе текущего контроля проверяют:
- расходные денежные документы (расчетно-платежные ведомости, платежные поручения, счета и т. д.) до их оплаты;
- наличие денежных средств в кассе;
- полноту оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
- наличие у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
- соответствие данных аналитического и синтетического учета;
- соответствие фактического наличия материальных средств учетным данным.
На данном этапе контролируют взыскание дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности.
Текущий контроль проводят с периодичностью, установленной регламентами компании (табл. 2).
Таблица 2. График мероприятий текущего финансового контроля
Наименование объекта проверки
Период
Срок проведения
Ответственное лицо
Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности
Ежемесячно в последний рабочий день месяца
Проверка правильности расчетов с бюджетом/внебюджетными фондами и контрагентами
Ежемесячно в последний рабочий день месяца
Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет
Ежеквартально в последний рабочий день месяца
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками
Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля
Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм
ЭТАП 3. Последующий контроль.
Осуществляют по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки финансовой документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых контрольных процедур. На данном этапе проверяют следующие моменты:
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности;
- точность и полноту составления документов, регистров учета хозяйственных операций;
- исполнение приказов и распоряжений руководства;
- обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов компании.
В функциональном аспекте эффективность СВК обеспечивается разграничением зоны полномочий и ответственности субъектов, участвующих в процессе контроля над формированием финансовой отчетности компании.
А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6, 2020.