Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.
Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Приморского края
Прокуратура Приморского края
8 февраля 2021, 15:34
Законом установлена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Кадастровая палата:что нужно знать заявителю о ранее учтенных земельных участках
По результатам проведенного Кадастровой палатой анализа поступающих обращений граждан и иных заинтересованных лиц, была выявлена актуальность и необходимость рассмотрения вопросов в отношении земельных участков, являющихся ранее учтенными. Наиболее часто задаваемыми из них являются нижеследующие.
Какие земельные участки являются ранее учтенными?
В соответствии с действующим законодательством ранее учтенными земельными участками считаются земельные участки, в отношении которых был осуществлен государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008 г.), а также земельные участки, права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В каком порядке вносятся в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках?
Ответ: В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, сведения о таком земельном участке могут быть внесены в реестр на основании заявления установленной формы о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поданного в Кадастровую палату заинтересованным лицом, либо на основании Акта о включении сведений о ранее учтенных земельных участках, поступившего в порядке межведомственного взаимодействия из органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если на земельный участок были зарегистрированы и не прекращены права, и которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним был присвоен указанным органом условный номер.
Каков порядок представления заявителями заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направлены в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.
В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
На основании каких документов вносятся в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Ответ: Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке осуществляется органом кадастрового учета (Кадастровой палатой) на основании одного из следующих документов:
— свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177;
— государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленный в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
— свидетельство на право собственности на землю, оформленное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767;
— документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
— выписка из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации; договор аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в Кадастровую палату;
— иной документ, устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок.
В каких случаях Кадастровая палата обязана запросить сведения о ранее учтенном объекте недвижимости?
Ответ: При поступлении в орган кадастрового учета (Кадастровую палату) заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости без приложения к нему документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости, либо если прилагаемый к такому заявлению документ не содержит сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, предусмотренные Законом о кадастре, Кадастровой палатой направляется запрос о предоставлении сведений о заявленном ранее учтенном земельном участке в органы, осуществляющие хранение сведений и документов.
Какие требования предъявляются к документу, представленному с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Сведения о ранее учтенных земельных участках могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр.
Также следует обратить внимание на то, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, должны являться не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в реестр, но и являться документами, на основании которых в последующем будет осуществлена государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществлено признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ
3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Информация об изменениях:
Часть 8 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ
8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости.
9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
Что значит ранее учтенный земельный участок?
Статус земельного участка «ранее учтенный» имеют земельные территории, права на которые были зарегистрированы до марта 2008 года. Также к данной категории относятся площади, поставленные на учет до начала действия закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года.
Суть понятия «ранее учтенный участок»
Обширная территория Российской Федерации поделена на различного размера участки, систематизация сведений о которых является объектом постоянного внимания со стороны государства. Для удобства хранения информации существуют специализированные структуры, куда поступают, а впоследствии учитываются данные о формировании новых наделов, их границ и размеров. В дальнейшем, по желанию пользователя, на территорию оформляется какой-либо вид права – собственность, аренда и прочие.
После получения информации об участке земли, в кадастровой базе данных ему присваивается определенный статус, одним из которых и является «ранее учтенный». Подобная формулировка появилась после вступления в действие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года — именно с момента возникновения одноименной структуры все наделы, поставленные на учет до указанной даты, приобрели статус ранее учтенных. Это вполне объяснимо, ведь и до появления кадастра, земельные площади проходили процедуру учета, но в тот период таковая не требовала предоставления исчерпывающих сведений о таковых. В частности это касалось информации об официально зафиксированных границах территории.
Чуть позднее, понятие «ранее учтенный участок» расширилось и под формулировку также попали наделы, на которые были зарегистрированы какие-либо права, например, право собственности, аренды, пользования, но только лишь до 1 марта 2008 года. При этом на учет в кадастре такие участки поставлены не были.
Оформление ранее учтенного участка
Основной особенностью, а в некоторых случаях и проблемой ранее учтенных участков считается частое отсутствие полноценного списка сведений о таковых в Едином реестре недвижимости, притом, что владелец имеет на руках все необходимые документы на землю. Подобное возможно по той причине, что во времена СССР территории практически не подвергались межеванию, соответственно не имели четко установленных границ и информация о таковых в систему не заносилась.
Здесь важно уточнить, что при отсутствии каких-либо сведений об участке в ЕГРН, его владельцу невозможно будет получить выписку из указанной организации. А без данного документа исключены любые юридические сделки с землей – передача в дар, продажа, оформление под залог и прочие. Кроме того, выписку нередко запрашивают при визите в различные государственные и финансовые организации.
Для того чтобы дополнить уже зафиксированные сведения о земельной площади необходимо обратиться в Росреестр либо ближайшее отделение МФЦ с заявлением о внесении данных по участку в систему. Бланк выдается заявителю непосредственно в момент обращения поэтому, прежде всего, рекомендовано позаботиться о сборе соответствующего пакета бумаг.
Список документов для проведения процедуры включает:
- паспорт заинтересованного лица;
- документы, подтверждающие право на обладание наделом;
- межевой план земельной площади.
В случае если на территории не были проведены работы по межеванию, потребуется осуществить процесс самостоятельно, обратившись к лицензированному кадастровому инженеру. В этом случае оплата услуг специалистов ляжет на плечи гражданина. Важно помнить, что без сведений об установленных границах, данные о наделе по-прежнему не будут исчерпывающими, поэтому процедура межевания необходима в обязательном порядке.
В качестве документов, доказывающих право владения наделом, могут выступить:
- действующее соглашение об аренде земельной площади;
- свидетельство о зарегистрированном праве собственности;
- государственный акт, утверждающий право гражданина на возможность владения территорией либо на бессрочное пользование участком;
- официальное разрешение муниципалитета, предоставляющее гражданину возможность распоряжаться землей.
После передачи работнику Росреестра пакета бумаг, на руки заявителю выдается расписка о получении таковых. Повторное оформление земельной площади как учтенной осуществляется на протяжении 10-12 рабочих дней.
В некоторых случаях уполномоченный сотрудник может отказать в активации процедуры внесения данных по участку в систему. Подобное возможно если заинтересованным лицом предоставлен неполный пакет бумаг либо в бланке запроса имеются помарки и неточности. Здесь рекомендацией будет внимательное отношение к процессу составления заявления и уточнение перечня документов перед визитом в отделение Росреестра.
Участок земли со статусом «ранее учтенный» по сути, представляет собой надел, информация о котором уже имеется в базе данных Росреестра. Единственным нюансом в данном случае является ее неполный состав. В целях избежания различных трудностей, в частности, при оформлении сделок с землей, рекомендовано пройти процедуру дополнения сведений, срок которой занимает не более 10 дней.
Как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков
Кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости – это единая база сведений о земле и недвижимости. За последние тридцать лет, с 90х годов, кадастровый учет претерпел много изменений, начиная от требований к точности сведений и измерений и заканчивая видом и формой документов.
Зачастую встает вопрос, как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и нужен ли он? Выясним, как происходит кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с требованиями законодательства 2019 года.
Кадастровый учет в разные периоды времени – законодательная база
В основе регулирования кадастровых отношений лежат Земельный, Жилищный, Градостроительный кодекс, федеральные законы, приказы, нормативные акты местной власти. Это целый пласт запутанных законодательных норм, в котором под силу разобраться только специалисту в своей области.
Регистрация прав
С 1 января 1998 года вступает в силу 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимость». Закон действует до глобальных изменений 2017 года. По его правилам все права на недвижимость вносятся в Единый государственный реестр прав, о чем выдаются свидетельства о регистрации права собственности по установленной законом форме.
До 1998 года выдаются старые свидетельства (розового цвета) в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР.
Кадастровый учет
В 2008 году вступает в силу закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», который вот уже более десятка лет постоянно претерпевает изменения. Старая редакция 221-ФЗ говорит об особенностях кадастрового учета и о ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН). В ныне действующей редакции осталась лишь часть норм, регулирующих деятельность кадастровых инженеров и касающихся комплексных кадастровых работ, а основной массив норм и правил кадастрового учета утратил силу.
Объединение регистрации прав и кадастрового учета в единое целое
С 1 января 2017 года и по сей день действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Его появление объединило воедино две ветви – Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав (ЕГРП). Теперь все сведения вносятся в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
С появлением 218-ФЗ поменялось многое. Перестали выдавать свидетельства о регистрации прав (теперь они заменены выпиской из ЕГРН). Однако, следует помнить и иметь в виду, что документы старого образца на недвижимость, которые не выдаются сегодня (например, свидетельства о праве собственности, технические паспорта и пр.) не теряют своей юридической силы. Более того, оригиналы и копии этих документов часто требуются для совершения различных сделок (договора купли-продажи, ипотеки и пр.).
Таким образом, база ЕГРН объединила в себе сведения ГКН и ЕГРП, то есть перекачала все данные воедино. В ЕГРН теперь содержится и кадастр недвижимости, и регистрация прав на нее, и реестровые дела, кадастровые карты, и книги учета документов. Объекты недвижимости, которые фигурировали в старых базах и перешли в ЕГРН считаются ранее учтенными.
Как и где узнать статус земельного участка (объекта недвижимости)
Если открыть публичную кадастровую карту (сайт: rosreestr.ru), то мы можем найти массу земельных участков или других объектов недвижимости с пометкой «ранее учтенный». Что означает статус участка ранее учтенный?
Что значит ранее учтенный земельный участок?
- Объекты недвижимости, которые учтены в законном порядке государством (поставлены на технический или государственный учет) до 1 марта 2008 года;
- Объекты недвижимости, на которые зарегистрированы права в ЕГРН, и которым присвоен условный номер в порядка 122-ФЗ от 21.07.1997.
- Участки, права на которые возникли до 1997 года (до принятия 122-ФЗ) и кадастровый учет которых до сих пор не был осуществлен.
Статус участка ранее учтенный присваивается если ваш участок подпадает под один из вышеперечисленных критериев. А нужен ли кадастровый учет для ранее учтенных объектов недвижимости? Обратимся к действующему законодательству.
Нужно ли ставить на кадастровый учет ранее учтенный участок или дом
Как разъясняет Министерство Минэкономразвития в письме от 10.09.2019 N Д23и-30808, постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков происходит путем внесения сведений из ЕГРП и ГКН. В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона 218-ФЗ, сведения из ЕГРП и ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения собственниками и другими правообладателями.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до 1 марта 2008 года, признаются юридически действительными, даже если они не зарегистрированы в ЕГРН. Регистрация таких прав происходит по желанию собственника. Однако, пункт 3 той же 69 статьи указывает на обязательную регистрацию таких прав в ЕГРН в случае их перехода (продажа, дарение, наследство и пр.) к другим лицам.
Исходя из разъяснений норм закона, кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости – процедура, не обязательная и прямо законом не предписанная. Однако при продаже, наследовании, аренде и т.д. порой возникают спорные ситуации, так как данных в базе ЕГРН, в отношении ранее учтенного объекта недвижимости оказывается недостаточно. Также могут возникнуть споры по границам с соседями. Так как ранее, государственный кадастровый учет не предусматривал четких определений координат поворотных точек.
Особенности кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости
- заполнить заявление (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920)
- предоставить документы (паспорт, документ, подтверждающий право на земельный участок и др.).
Тут следует обратить внимания на то, что прежде, чем пройти процедуру кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, скорее всего вам надо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и определения границ участка (найти которого в вашем регионе поможет онлайн каталог кадастровых инженеров, а цену на их услуги можно узнать с помощью расчета в онлайн калькуляторе земельно-кадастровых работ). В противном случае кадастровый учет приостановят (ст. 26, 218-ФЗ) в связи с тем, что сведения о площади участка не уточнены или по иным причинам (в законе их более пятидесяти).
При продаже, мене, дарении ранее учтенного земельного участка необходимо зарегистрировать переход прав собственности. Для этого собственник обращается с заявлением о регистрации права по установленной форме, уплачивает госпошлину, предоставляет необходимые документы (список документов зависит от особенностей сделки) и ждет 7 рабочих дней. При этом основания для приостановки регистрации сделки также установлены 26 статьей 218 закона. «Пропустят» ли регистраторы переход прав к другому собственнику земельного участка – вопрос открытый, все зависит от данных об этом участке, содержащихся в ЕГРН.
Вывод
Несмотря на то, что четкого предписания о кадастровом учете ранее учтенных объектов недвижимости в законе не содержится, и все выданные ранее документы считаются юридически значимыми, по факту кадастровый учет необходим для того, чтобы не столкнуться с трудностями при оформлении документов в дальнейшем.