Специальный банковский счет платежного агента
specialnyy_bankovskiy_schet_platezhnogo_agenta.jpg
Похожие публикации
Деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, осуществляемая платежными агентами, возможна только с применением специального банковского счета. Закон строго регламентирует как порядок его использования, так и ответственность за нарушения данного порядка.
Специальный банковский счет платежного агента: назначение и особенности использования
Спецсчет используется платежным агентом для зачисления средств, полученных от физических лиц в пользу поставщика товаров или услуг в рамках исполнения агентского договора. Законодательство предусматривает запрет на использование для этого других счетов, использование же самого счета носит ограниченный характер (ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
По спецсчету допускаются следующие операции:
Зачисление средств от физлиц, в счет исполнения их обязанностей перед поставщиком;
Зачисление средств с другого спецсчета агента;
Списание средств на специальный счет другого агента или поставщика;
Списание средств на расчетные счета – в установленных законодательством случаях (например, вознаграждение агента).
Никакие иные операции на данном счете не допускаются. Подобные ограничения введены по нескольким причинам:
Защита интересов поставщика – у агента нет возможности распорядиться средствами по своему усмотрению;
Защита интересов плательщиков-физлиц от действий недобросовестного агента по неперечислению оплаты поставщику;
Контроль за оборотом собираемых платежей и их использованием;
Упрощение учета дохода юрлиц и ИП в части его выделения из всего объема получаемых им денежных средств.
Таким образом, законодательство введением специальных счетов решило множество вопросов как фискального характера, так и экономико-правовой безопасности участников рынка.
Специальный счет платежного агента: порядок открытия
Открыть данный вид счета обязаны юрлица и ИП, как принимающие платежи в пользу третьих лиц – поставщиков, так и сами поставщики. Согласно действующему порядку открытия счетов в кредитных учреждениях, спецсчета имеют отдельное обозначение: 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика», что позволяет идентифицировать их при использовании в расчетах (п. 4.43 «Положения о Плане счетов бухучета для кредитных организаций», утв. ЦБ РФ 27.02.2017 № 579-П).
Данный вид счета может быть открыт в любом банке, но в большинстве случаев действует требование, что открывается он только в том кредитном учреждении, где у агента или поставщика есть действующий расчетный счет.
Для открытия счета в банк необходимо предоставить заявление по установленной форме и приложить к нему копию агентского договора с поставщиком или иным платежным агентом, а также стандартный пакет документов, который используется для открытия простого расчетного счета. После проверки представленных документов счет будет открыт – в среднем на это уходит 2-3 дня.
Договор на специальный счет предусматривает обязанность агента своевременно информировать банк о расторжении договора с поставщиком, либо о заключении новых договоров как с прежними контрагентами по приему платежей, так и с новыми. Кроме того, агент обязан оповестить кредитное учреждение о прекращении деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц.
Счета банковским платежным агентам открываются в аналогичном порядке с той лишь разницей, что вместо агентского договора с поставщиком, необходимо представить агентский договор с оператором по переводу денежных средств, либо иным банковским платежным агентом.
Отметим, что в большинстве российских банков открытие счета 40821 платежным агентам предусматривает высокие тарифы. Кредитные учреждения объясняют это тем, что деятельность агентов по приему платежей несет множество рисков для банка и высокие тарифы частично ограждают их возможных мошеннических схем.
Ответственность за спецсчет
За осуществление деятельности платежного агента без открытия специального счета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (40 000 – 50 000 руб. для компаний, 4000-5000 для должностных лиц). Аналогичная санкция может быть применена и при выявлении нарушений в его использовании, например, перечисление на него не всей суммы денежных средств, полученных в пользу поставщика, либо иное нарушение требований по исполнению обязанностей платежного агента, предусмотренных действующим законодательством.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Специальный банковский счёт (40821) платёжного агента: как им пользоваться?
Развитие системы удалённых платежей и терминалов самообслуживания привело к появлению платёжных агентов — организаций, принимающих средства физических лиц и компаний для последующего перечисления на указанные реквизиты. Например, портал системы приёма платежей Город позволяет погашать задолженности по ЖКУ с помощью банковской карты, выплачивая комиссию. Платёжные терминалы Элекснет позволяют вносить наличные деньги для пополнения банковских карт, погашения кредитов, оплаты счетов. Такие организации имеют статус платёжного агента и получают прибыль за счёт комиссионных сборов.
Российское законодательство предписывает индивидуальным предпринимателям (ИП) и организациям, выступающим в роле платёжного агента, открывать специальный банковский счёт для получения денежных средств от частных лиц. Номера таких счетов всегда начинаются с цифр 40821, в среде финансовых работников используются названия спецсчёт или счёт 408. В дальнейшем деньги должны перечисляться по реквизитам, указанным плательщиками. Например, торговая площадка Беру от Сбербанка предлагает клиентам бытовую технику, покупатели оплачивают выбранные наименования по банковской карте. Средства, поступившие от клиентов, перечисляются на специальный банковский счёт проекта Беру и затем поступают к производителям товаров.
На практике большинство платёжных агентов российского финансового рынка — владельцы терминалов наличной и безналичной оплаты, а также посредники, реализующие товары и услуги через собственные торговые площадки. Например, статус платёжного агента имеет сервис по приёму платежей Яндекс.Деньги, Робокасса, сайт по приёму платежей системы Город, личный кабинет или мобильное приложение банка.
Требования законодательства к платёжным агентам
Согласно закону, платёжными агентами признаются организации или индивидуальные предприниматели, принимающие денежные средства в наличной или безналичной форме от частных лиц для последующей отправки по указанным реквизитам. Обычно между платёжными агентами и поставщиками услуг заключается агентский договор, предполагающий выплату комиссий за проведение платежей по реквизитам. ИП и организации, получившие статус платёжных агентов, должны выполнять ряд требований.
Регистрация и применение ККТ (контрольно-кассовая техника). Платёжные агенты, работающие с терминалами и банкоматами, должны установить и зарегистрировать аппараты, принимающие банковские карты и наличные деньги. ККТ должна распечатывать клиентам чеки по каждой операции, а также проводить идентификацию плательщиков (по ПИН-коду или номерам реквизитов платежа). Организации или ИП следует зарегистрировать кассовую технику в налоговой инспекции, обеспечивать контролирующим структурам доступ к аппарату, а также проводить текущий ремонт и обслуживание ККТ.
Денежные средства принимаются платёжным агентом исключительно в пользу третьих лиц. Владельцы платёжных терминалов и систем безналичной оплаты должны заниматься только приёмом и последующим переводом средств в пользу получателей. Если организация оказывает клиенту дополнительные платные услуги, статус платёжного агента утрачивается.
Авторизация плательщиков в системе. Согласно закону, приём денежных средств проводится после идентификации физического лица. Например, для оплаты квитанции за ЖКУ через терминал сотового оператора МТС клиент должен ввести лицевой счёт и выбрать поставщика услуг.
Учёт платежей от физических лиц в отдельных кассовых книгах. Российское законодательство предписывает платёжным агентам открывать специальные банковские счета для получения наличных и безналичных платежей, формировать отдельные приходные и расходные кассовые ордера. Полученные суммы нужно сдавать в банковские учреждения.
Нарушение требований законодательства влечёт наложение штрафа в размере от 40 до 50 тысяч рублей для организации в целом, а также взысканий от 4 до 5 тысяч рублей для сотрудников (главного бухгалтера и руководителя) платёжного агента. На практике многие банки открывают счёт 40821 автоматически, при получении очередной порции наличных средств от платёжного агента. Например, владелец нескольких терминалов сдаёт полученный объём наличных в филиал Сбербанка, кассир-операционист готовит договор на открытие специального счёта.
Особенности использования счёта 40821 платёжными агентами
Согласно ФЗ-103 (закон о порядке приёма платежей от физических лиц), специальный банковский счёт используется для проведения четырёх видов операций.
- Приём (зачисление) денежных средств, полученных от физических лиц. После внесения платежей через сайт, банкомат или терминал платёжного агента средства поступают на счёт 40821. В дальнейшем деньги проходят проверку банка и распределяются между счетами получателей, поэтому скорость обработки платежей в терминалах и на сайтах может составлять несколько рабочих (банковских) дней.
- Зачисление денежных средств, полученных с других счетов 40821. Многие платёжные агенты работают в нескольких регионах России, поэтому открывают ряд специальных счетов для перечисления денежных средств. Например, клиент может пополнить счёт кредитной карты, открытой в Москве, через терминал Сбербанка, расположенный в Южно-Сахалинске. Первоначально средства поступают на специальный счёт в Дальневосточном федеральном округе, затем перечисляются на реквизиты московского спецсчёта.
- Перечисление средств на спецсчета поставщиков услуг. Поступивший от частных лиц объём платежей переводится на специальные счета поставщиков услуг после расчёта суммы вознаграждения (комиссии) платёжного агента. Использование счёта 40821 упрощает контроль за прибылью поставщиков услуг и посредников (агентов по приёму платежей).
- Списание денежных средств на расчётные счета поставщиков услуг. Многие платёжные агенты заключают соглашения о расчётах с банками без привлечения поставщиков услуг. В этом случае средства поступают напрямую со спецсчёта платёжного агента на расчётный счёт поставщика. Например, клиент внёс абонентскую плату на счёт сотового оператора МТС через платёжный терминал Робокасса. Средства поступили напрямую на расчётный счёт МТС, поэтому баланс пополнился моментально.
Специальный режим использования счетов 40821 создан для защиты прибыли поставщика услуг (платёжный агент не может перевести средства в свою пользу) и интересов плательщика (гарантируется перечисление средств по указанным реквизитам).
На практике многие платёжные агенты заключают договоры с поставщиками услуг, чтобы переводить средства без использования счёта 40821. Банки взимают комиссию за открытие и обслуживание спецсчёта, некоторые финансовые учреждения отказывают в открытии счёта 40821, ссылаясь на отсутствие указаний по его использованию в законодательстве. Согласно закону, платёжный агент обязан информировать банк о расторжении или заключении новых договоров с поставщиками услуг, поэтому использование спецсчёта сопряжено с дополнительными расходами.
Как платёжному агенту открыть спецсчёт 40821 в банке?
Российское законодательство предписывает открывать счёт 40821 ИП и организациям, принимающим платежи, а также поставщикам услуг, работающим с платёжными агентами. Спецсчёт следует открывать в банке, обслуживающем расчётный (текущий) счёт платёжного агента или поставщика услуг. Процедура проводится в несколько этапов.
Подача пакета документов. ИП или организации нужно предоставить заявление на открытие счёта, приложив копию агентских соглашений со всеми поставщиками услуг. Если спецсчёт открывается в новом банке, нужно предоставить стандартный пакет документов, включающий устав организации, копию свидетельства о регистрации бизнеса, выписку из ЕГРЮЛ (единый реестр юридических лиц), а также анкеты сотрудников, работающих со средствами на счёте 40821. Конкретный перечень бумаг зависит от выбранного банка и организационно-правовой формы платёжного агента (ИП, ООО, АО), требования к заполнению документов можно уточнить у работника финансового учреждения.
Рассмотрение заявки. Как правило, рассмотрение документов платёжного агента в банке занимает до трёх рабочих дней, существующим клиентам счёт 40821 открывается быстрее. Для начала работы платёжному агенту нужно внести средства согласно тарифам банковского учреждения.
Начало использования специального счёта. Российское законодательство предписывает пользователям счетов 40821 своевременно сообщать о заключении новых агентских договоров на приём платежей, а также информировать банк о расторжении соглашений и прекращении деятельности в качестве платёжного агента. Средства на специальном банковском счёте не подлежат принудительному взысканию или аресту по исполнительному листу, регулярно проверяются сотрудниками ФНС и Росфинмониторинга.
Итоги
Специальный банковский счёт, начинающийся с цифр 40821, используется ИП и организациями, получившими статус платёжных агентов. Российское законодательство предписывает открывать спецсчета владельцам платёжных терминалов, онлайн сервисов по приёму платежей, собственникам торговых площадок и организациям, работающим с электронными деньгами. Использование счёта 40821 требует выплаты комиссий, регулярного оповещения банковской организации о вновь открытых и закрытых договорах.
На практике многие поставщики услуг и платёжные агенты работают без спецсчёта, заключив трёхстороннее соглашение с банком о прямом переводе платежей на расчётные счета. Такой подход ускоряет перевод денежных средств, снижает величину комиссии и не противоречит требованиям российских законов.
Что такое счёт 40821 – как его открыть и использовать?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 25 апреля 2018 г. N 18-1-1-11/763 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по специальным банковским счетам платежных агентов”
Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России (далее — Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 13.02.2018 N А-02/5-42 (далее — обращение) и в дополнение к письму от 13.03.2018 N 18-1-1-11/364 сообщает мнение Департамента национальной платежной системы Банка России по вопросу осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.
Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ) установлен режим специальных банковских счетов платежных агентов.
Указанный режим не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств со специальных банковских счетов платежных агентов на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.
Также сообщаем мнение Департамента по вопросам бухгалтерского учета.
Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (далее — счет N 40821), открытых в других кредитных организациях, не применяется.
Мнение Ассоциации Российских Банков о недопустимости осуществления операций по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств» соответствует позиции Департамента по данному вопросу.
Применение балансового счета N 30233 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств» для отражения кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на специальный банковский счет платежного агента до момента их получения от платежного агента не соответствует его назначению и характеристике, изложенным в пункте 3.28 части II Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».
Установленный Федеральным законом N 103-ФЗ режим допускает осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на таких внутренних счетах.
В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».
Заместитель главного бухгалтера Банка России — заместитель директора Департамента бухгалтерского учета и отчетности | М.С. Волошина |
Обзор документа
Разъяснения касаются осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.
Режим специальных банковских счетов платежных агентов не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств с них на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.
Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика»), открытых в других кредитных организациях, не применяется.
Недопустимы операции по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств».
Допускается осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на внутренних счетах.
В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».
Письмо АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э. С. «О разделении балансового счета № 40821».
Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков – членов АРБ по вопросу о внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (далее – Положение № 579-П), связанных с разделением счета № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» на два балансовых счета.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Частью 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.
Согласно подпункту 4.44 пункта 4 раздела 4 главы А части II Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения (Приложение к Положению № 579-П) счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» является специальным банковским счетом, открываемым платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, счет № 40821 является единым специальным банковским счетом и для платежного агента/ банковского платежного агента (субагента), и для поставщика.
При этом банки отмечают следующее.
Как следует из пункта 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом № 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (пункт 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ).
Однако на практике достаточно часто организации, называющие себя поставщиками, осуществляют различную деятельность, предполагающую как получение денег за поставленные услуги, так и перераспределение этих денег в пользу третьих лиц.
Установить, какую именно деятельность будет осуществлять клиент, при приеме его на обслуживание банки не могут. Зачастую это затруднительно сделать и при анализе операций по счету клиента, с учетом того, что, как было указано выше, балансовый счет и у поставщиков, и у платежных агентов один и тот же, а другие критерии установить достаточно сложно.
Идентификация назначения денежных средств, находящихся на рассматриваемом специальном банковском счете, и, как следствие, определение их принадлежности (владельцу счета или третьим лицам) имеет существенное значение для разрешения вопроса о возможности обращения взыскания на денежные средства клиента (в т. ч. по исполнительным документам).
Ни действующие нормативно-правовые акты, ни судебная практика не дают точного ответа, как именно необходимо действовать банкам в рассматриваемой ситуации.
При такой неопределенности банки, действуя добросовестно, принимают на себя серьезные риски, связанные с возникновением спорных ситуаций с клиентами.
Если банк осуществляет взыскание, то риск состоит в оспаривании этого списания клиентом — владельцем счета со ссылкой на то, что взыскание произведено на не принадлежащие ему денежные средства. В случае обращения клиента банка в суд и удовлетворения его иска банку придется возвратить списанную сумму, выплатить проценты за пользование денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также возместить причиненные убытки (при их доказанности).
Если банк отказывает во взыскании, то возникает риск в оспаривании такого отказа, и:
— на банк может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае отказа исполнения исполнительного документа);
— у банка взыскатель может потребовать возмещения причиненных ему неисполнением убытков (если исполнительный лист представлен в банк взыскателем);
— на банк может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 135 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае отказа во взыскании на основании поручения налогового органа).
Данная неопределенность также способствует развитию злоупотреблений со стороны клиентов банков, которые при обращении взыскания на их денежные средства пытаются убедить банк в том, что это денежные средства третьих лиц (например, деньги физических лиц или деньги, подлежащие передаче поставщикам). Права взыскателей нарушаются.
Позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что банк должен осуществлять взыскание денежных средств со специального банковского счета только в части средств, принадлежащих поставщику (владельцу счета) , на наш взгляд, является достаточно обоснованной. Однако на практике у банков нет фактической возможности при осуществлении взыскания определить, являются ли находящиеся на соответствующем счете деньги собственными деньгами владельца счета.
По нашему мнению, упростить процесс идентификации находящихся на рассматриваемом специальном банковском счете денежных средств могло бы разделение счета № 40821 на счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента)» и счет № 40822 «Специальный банковский счет поставщика» (с соответствующим изменением последующей нумерации балансовых счетов).
Это позволило бы владельцу счета точно указывать банку, для ведения какой именно деятельности он намерен открыть счет (счет поставщика или счет платежного агента) и предоставило бы банку возможность однозначно квалифицировать находящиеся на соответствующем счете деньги (либо как принадлежащие данному клиенту, либо как не принадлежащие ему) для решения вопроса об обращении на них взыскания.
При совмещении клиентом обоих видов деятельности (и поставщика, и платежного агента) у него будет иметься возможность открытия двух счетов и самостоятельного регулирования входящего денежного потока по каждому из них путем указания соответствующих реквизитов. Реквизиты (определенный номер счета) клиент сможет сообщать своим контрагентам для правильного зачисления денежных средств.
В связи с вышеизложенным просим Банк России рассмотреть вопрос о целесообразности разделения счета № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» на счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента)» и счет № 40822 «Специальный банковский счет поставщика» (с изменением последующей нумерации балансовых счетов) и внесения соответствующих изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения и совершенствования действующих нормативно-правовых актов.