Что делать школьнику, если он хочет быть биологом?

Что делать школьнику, если он хочет быть биологом?

Принудительное обучение на онлайн-платформах

В школе активно продвигают платформу Учи.ру. Правомерно ли, когда учитель заставляет проходить дома задания на данной платформе в обязательном порядке и ставит за это оценки? Могут ли родители ученика отказаться от использования данной платформы?

На основании ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – Закон об образовании) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Образовательные организации вправе применять электронное обучение с учетом требований, содержащихся в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.

Как следует из п. 5 указанного выше Порядка образовательные организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Что касается применяемых форм и методов обучения, то согласно п. 2-4 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, а также право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.

Необходимо особо отметить, что какие-либо критерии обоснованности форм, средств, методов обучения и воспитания законодательством не установлены, и данный вопрос разрешается исходя из общих принципов регулирования образовательной деятельности (гуманистический, светский характер образования и т.д.).

Между тем каких-либо норм, позволяющих обучающемуся или его представителем отказаться от использования того или иного электронного образовательного ресурса, законодательство не содержит.

В то же время обучающиеся (их представители), желающие выразить несогласие с применяемыми формами и методами обучения, могут обратиться к администрации образовательной организации или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые создаются внутри образовательной организации, с изложением своих доводов, которые обязательно должны быть рассмотрены с учетом принципа о демократическом характере управления образованием (п. 1, 2 ч. 1 ст. 45 Закона об образовании).

Профессия биолог

Слово «биология» имеет греческое происхождение и переводится как «наука о жизни» (с греч. «bios» – жизнь, а «logos» – наука).

Биологию выделили в качестве отдельной науки лишь в XIX веке, когда ученые заметили, что абсолютно всех живых организмов объединяют определенные схожие признаки. Однако становление биологии как науки относят к более ранним временам. Ее истоки находят в Древней Греции, Риме, Китае и Индии.

Еще древнегреческий философ Аристотель в IV веке до нашей эры предпринимал первые попытки упорядочить уже имеющиеся сведения о природе. Выделил он в этой науке 4 ступени: неорганический мир (к нему относятся простые соединения из неживой природы: вода, минеральные соли и другое), растения, животные и люди. Гораздо позднее эту науку развивали Ч. Дарвин, Г. Мендель и К. Линней.

Описание

Биологи изучают жизненные аспекты различных организмов. То, как они появились и каким образом эволюционировали. Как росли и развивались. С помощью каких способов распределялись по планете. Внимание специалистов привлекает все живое: от людей и животных до мельчайших микробов.

Деятельность биолога зависит от его специализации. Но какую бы из них он ни выбрал, его обязанности в большинстве будут похожими.

Любой биолог классифицирует и описывает живые организмы, изучает их взаимодействие друг с другом, проводит исследования в лаборатории и анализирует полученные результаты. На основе тех данных, которые ему удалось получить, биолог дает дальнейшие профессиональные рекомендации.

Зачастую биолог весь свой рабочий день проводит в закрытом помещении: больнице, лаборатории или на производстве. Специалист, пользуясь различными приборами, собирает нужные вещества, материалы и их пробы. Далее проводит эксперименты и исследования. Их результаты позднее будут применяться в определенных отраслях.

Помимо исследовательской работы в лаборатории, есть и полевые виды работ. Специалисты нередко ездят в командировки туда, где растут определенные виды растений и обитают интересующие виды животных. Иногда это могут быть места с непредсказуемыми природными условиями, в которые трудно попасть.

Специализации

Биологи изучают жизнь в любых проявлениях, во всем ее многообразии. Однако и эта профессия делится на множество более узконаправленных специализаций.

Физиологи и анатомы занимаются исключительно изучением человека – тем, как он устроен и какие имеет особенности жизнедеятельности.

Зоологов больше интересуют не люди, а животные. Специалисты этой области изучают их анатомию и физиологию.

Ботаники знают все о растительном мире: виды различных растений, их свойства и характеристики.

И это лишь три довольно обширные области. А ведь существует еще множество других направлений: генетика, селекция, эмбриология, микробиология, вирусология и другие.

Плюсы

Главный плюс работы биолога в том, что она интересна, полна разнообразия, а также имеет большую значимость для общества. Но для кого-то не менее важны и другие плюсы профессии биолог.

Востребованность, самореализация и карьерный рост. Биология является научной отраслью, которая в последнее время активно развивается. Эксперты рынка труда считают, что биолог – это та профессия, которая в ближайшее время станет наиболее востребованной и высокооплачиваемой.

Универсальность знаний и большое количество разной работы. Специалист в области биологии может быть не только ученым и исследователем и трудиться в лаборатории НИИ, но также работать в:

  • клиниках;
  • ботанических садах;
  • природных заповедниках;
  • экологических организациях;
  • различных сельскохозяйственных отраслях;
  • сфере образования (школы, колледжи, вузы).

Минусы

К сожалению, у значимых и востребованных профессий тоже есть свои минусы. Основной из них в том, что биолог должен учиться всю жизнь. Кроме того, что нужно получить образование (и не одно), необходимо постоянно узнавать новое и дополнительно чему-то обучаться, чтобы оставаться востребованным специалистом. Прочие минусы профессии биолог заключаются в следующем.

Низкая зарплата. Хоть эксперты и считают, что профессия станет высокооплачиваемой, пока ситуация остается неутешительной. В России работа биологов, несмотря на всю ее сложность, оплачивается низко.

Частые командировки. Деятельность специалистов, которые трудятся не в лаборатории, а изучают живые объекты «в поле», зачастую связана с командировками. Биолог работает где угодно: в поле, в тундре, на горной вершине и даже в пустыне. Нередко жить ученым приходится в условиях, не отличающихся комфортом. Если вы хотите идти этим путем, будьте готовы к жизни по-спартански.

Где получить образование

Учебные заведения

Получить специализацию в области биологии в России в целом не составит труда. Ведь почти в любом медицинском и многопрофильном вузе есть биологические факультеты. Выбор определенного учебного заведения зависит больше от личного интереса и имеющихся возможностей.

Конечно, среди университетов есть такие, которые считаются наиболее престижными. Рассмотрим некоторые их них.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова готов предложить обучение на факультете биологии.

В Санкт-Петербургском государственном университете будущих специалистов обучают на биолого-почвенном факультете.

Оренбургский государственный университет предлагает обучение на химико-биологическом факультете и факультете прикладной биотехнологии и инженерии.

В Российском университете дружбы народов есть институты: аграрно-технологический, медицинский, биохимической технологии и нанотехнологии. Также имеется экологический факультет.

В Новосибирском государственном аграрном университете есть направление подготовки «Биологические науки» как раз для будущих биологов.

Курсы

Востребованность

Биологи востребованы во многих отраслях, в государственных научных или частных компаниях. Их знания необходимы в медицинских и фармацевтических предприятиях, в питомниках, в природоохранных организациях, в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.

Биологи крайне востребованы в образовательном секторе. Причем на разных уровнях: и в школе, и в вузе, и в разработке обучающих интерактивных программ для самых маленьких.

Устройство на работу и карьера

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Несмотря на то, что найти работу сложно, важность ее переоценить трудно. В биологах всегда будут нуждаться, ведь от их работы зависят наше здоровье, развитие и благополучие.

Особую роль биологи играют в исследовании новейших методов борьбы с серьезными генетическими, аутоиммунными и вирусными заболеваниями, в разработке вакцин и лекарств, в генной инженерии, которая сейчас стремительно развивается.

Иван Куренский, биолог, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Новокузнецк):

— Я работаю биологом в медицинских организациях и бактериологических лабораториях 8 лет. Последние полгода в вирусологическом подразделении. Мне нравится работать с микромиром – его не видно «невооруженным» глазом, но при этом он охватывает абсолютно все сферы нашей жизни.

Во время учебы в вузе я изучал микрофлору экологически неблагополучных земель. Далее была санитарно-показательная микрофлора почти всех значимых объектов в жизни человека – от воды из-под крана и воздуха до продуктов питания в магазинах. Затем я занимался клинической микробиологией и исследовал одно из самых серьезных заболеваний – туберкулез. Некоторое время провел в лаборатории, где занимались контролем качества лекарственных препаратов, проверяли их на микробиологические чистоту и стерильность.

В этом и заключается «романтическая» часть моей профессии – работать с тем, что невозможно увидеть без специальных приборов, но это что-то оказывает феноменальное влияние на нашу жизнь.

Найти работу, к сожалению, бывает крайне сложно. В медицинских организациях хоть и есть спрос на биологов, но их не очень-то жалуют. Если брать клиническую лабораторную диагностику, то для работы необходимо пройти первичную специализацию и получить удостоверение. Если идти в микробиологию, то нужно сделать все это же и по ней. Курсы идут, как правило, параллельно, по 4 месяца каждый и по одному раз в год. Поэтому даже при наличии диплома о высшем образовании не следует торопиться искать работу. Нужно будет еще вложить приличное количество денег и времени в дополнительное обучение.

Может, конечно, и повезти. В такой ситуации человека примут без всяких специализаций, и организация сама отправит его на учебу. Но для такого расклада нужно иметь харизму и, если можно так выразиться, дар убеждать. Потому что нужно будет убедить руководителя, что тебе как действительно ценному сотруднику нет равных.

ХОТИТЕ СТАТЬ БИОЛОГОМ?

Биологическое отделение Всероссийской заочной многопредметной школы при МГУ существует уже более 30 лет. С 1987 года «Наука и жизнь» регулярно публикует (как правило, в декабрьском номере) вопросы для учеников, желающих поступить в эту школу для углубленного изучения любимого предмета. Предлагаем вашему вниманию ответы на конкурсные вопросы (см. «Наука и жизнь» № 12, 2005 г.), присланные поступавшими в заочную школу весной 2006 года. В отличие от математических или физических задач, ответы к которым, как правило, однозначны и получаются одинаковыми, кто бы эти задачи ни решал, биология дает менее точные ответы и формулировки. Поэтому предлагаемые нами ответы нельзя считать единствен но возможными и исчерпывающими. Вопросы и ответы даются в сокращении, не затрагивающем смысл текста. В ответах на каждый вопрос использованы работы нескольких школьников. Ежегодно в школу поступают 500-600 человек. Примерно 10% из них узнают о конкурсе из объявления в «Науке и жизни».

1. Зачем растения подкармливают органическими удобрениями? Ведь растения сами в процессе фотосинтеза создают необходимую органику.

В процессе фотосинтеза создаются только сахара, а для построения белков растениям необходим азот. Хотя азот составляет 78% объема воздуха, в молекулярной форме растениям он недоступен, поэтому они вынуждены извлекать его из минеральных солей. А эти соли поступают в почву именно с органическими удобрениями — навозом, компостом, зеленым удобрением. Кроме того, с органичес кими удобрениями в почву вносятся и другие необходимые для растений макро- и микроэлементы (фосфор, калий, кальций, магний, железо, сера и другие), причем в соотношениях, близких к характерным для живой материи. Эти удобрения — хороший источник пищи и энергии для почвенных микроорганизмов, которые перерабатывают органические удобрения и остатки отмерших растений и животных в форму, удобную для усвоения растениями.

2. В советские времена практически все фильмы из заграничной жизни снимали в пределах СССР. Где именно, оставаясь в этих пределах, можно снять инсценировки по следующим книгам: «Белый клык», «Илиада», «Книга джунглей», «Легенда о Робин Гуде», «Остров сокровищ», «Пожиратели огня», «Приключения Гекльберри Финна», «Пятнадцатилетний капитан», «Сто лет одиночества», «Фараон». По каким признакам зритель все-таки сможет догадаться о подмене, несмотря на старания кинематографистов?

Для съемок фильма «Белый клык» (действие происходит на Аляске и в Калифорнии) можно отправиться сначала на Чукотку или на Кольский полуостров, потом — на черноморское побережье Крыма или Кавказа.

«Илиаду» можно снимать в Крыму, где внешний вид побережья и лесных массивов похож на Средиземноморье.

«Книга джунглей» — юг Дальнего Востока с его влажными субтропическими лесами или субтропики Абхазии. Рассказ «Чудо Туран Бхагата» можно снять в Туркмении, в Бадхызе. «Белый котик» — там, где есть лежбища морских котиков: Командорские острова, а финал рассказа — на Камчатке.

«Легенда о Робин Гуде» — елово-широколиственные леса в Калининградской, Московской, Смоленской областях.

Для «Острова сокровищ» начальные сцены, происходящие в Англии, можно снять, например, в районе Калининграда. Сам остров — на юге Крыма или в районе Сочи.

Действие «Пожирателей огня» происходит в Австралии с ее очень своеобразной природой (до 75% растений Австралии больше нигде не встречаются). Нечто хотя бы отчасти близкое можно найти на черноморском побережье Кавказа.

«Приключения Гекльберри Финна» предлагают снимать в Поволжье, в районе Жигулей, либо на Амуре, пещеру — на Урале или на Кавказе.

В книге «Пятнадцатилетний капитан» действие происходит в Анголе. Почти тропический лес можно найти в Уссурийском крае, аналог саванн — в наших лесостепях где-нибудь под Курском.

Действие романа «Сто лет одиночества» происходит в колумбийском селении. Ландшафты с субтропической растительностью можно найти в районе Сочи.

Для фильма «Фараон» пустыню можно снять в Средней Азии, на юге Казахстана. Сцены на Ниле можно снимать в дельте Волги.

Все авторы ответов указывают, что внимательный зритель заметит подделки по отсутствию (или присутствию) характерных растений и животных. Скажем, в курских лесостепях, к сожалению, нет баобабов и не бродят жирафы, под Сочи нет дикорастущих бананов, характерных для Колумбии, в дельте Волги нет крокодилов и так далее. Многие обращают внимание на особенности рельефа (берега Волги выше, чем берега Миссисипи) и даже на звездное небо, в Африке и тем более в Австралии сильно отличающееся от нашего.

3. Вам поручено сравнить гуппи, лягушек, голубей, лошадей, кошек и собак по способности к обучению. Опишите, как вы будете проводить эксперименты для решения этой задачи.

Для этого школьники предлагают использовать лабиринты (простые — для рыб и лягушек, более сложные — для голубей и еще более сложные для млекопитающих). Для птиц и более высших животных годится так называемый проблемный ящик, применяемый в опытах по зоопсихологии. Животное помещают в ящик, где есть кнопка или педаль, нажав которую, животное может выйти на свободу или получить корм. Показателем способности к обучению служит время, за которое животное поймет, что нажатие на педаль приводит к желаемому результату. Критерием обучаемости может служить скорость выработки условных рефлексов. Хорошо говорит о степени обучаемости животного его способность к экстраполяции, то есть продолжению наблюдаемой тенденции на близкое будущее. Для этого известный физиолог Л. В. Крушинский разработал тест с ширмой, за которую уезжает кормушка. Животное должно спрогнозировать, где искать кормушку после ее исчезновения.

4. Отправляясь в плавание, Робинзон Крузо захватил собранную им большую коллекцию семян культурных растений разных стран и народов, которую намеревался подарить кузине. Но судно разбилось неподалеку от необитаемого острова, и Робинзон перетаскивает на берег спасенное имущество. Как поступить с коллекцией? Вряд ли стоит тратить время и силы на то, чтобы спасти ее целиком. Семенами каких растений вы рекомендуете заняться в первую очередь, а какие семена в сложившейся ситуации представляются совершенно ненужными?

Робинзон Крузо побывал во многих странах: он был в плену в Марокко, плавал в Карибском море, жил в Бразилии, торговал у берегов Гвинеи. То есть он мог собрать семена растений, характерных для четырех выделенных Н. И. Вавиловым очагов происхождения культурных растений: Бразильско -Парагвайского, Южноамериканского, Центральноамериканского и Средиземноморского. Остров, на который высадился Робинзон, находится в Карибском море, так что большинство растений из коллекции могут, видимо, там расти.

Прежде всего, ему надо взять пищевые растения — зерновые культуры, особенно кукурузу, корнеплоды, овощные и бахчевые. Хотя надо учитывать, что многие семена, например бобовые, могли испортиться, попав в воду, если не были плотно упакованы. Нужны лекарственные растения, например семена хинного дерева и часто относившийся в те времена к лекарственным табак (тем более, Крузо курил). Можно взять прядильные растения — лен, коноплю, джут, хлопок. Семена плодовых деревьев нет необходимости спасать, так как в тропических лесах много диких плодов, не столь вкусных, как культурные, но все же съедобных. Декоративные растения тоже можно не брать.

Один из школьников пишет: «На месте Робинзона я бы посадил кофе. Во-первых, я был бы занят его выращиванием, и печальные мысли не приходили в голову. А во-вторых, если бы я там пробыл долго, то дождался бы урожая и смог наслаждаться бодрящим напитком по утрам».

В одном ответе Робинзону предлагается все же сохранять оптимизм, верить в возвращение с острова и спасти для коллекции кузины как можно больше растений, не встречающихся в Англии.

В другом ответе приведен список дюжины растений с указанием возможного срока хранения их семян без потери всхожести. Наверное, такие данные стоило бы учитывать, но вряд ли у Робинзона они имелись.

5. У одних видов организмов плотность особей на единицу площади обитания относительно стабильна в разные сезоны и годы, а у других — скачкообразно меняется. Приведите примеры тех и других видов. Перечислите причины, с которыми могут быть связаны указанные различия.

Относительная стабильность плотности популяций характерна для крупных хищников и копытных. Скачкообразные колебания свойственны многим мелким животным — мышевидным грызунам, насекомым. За ними могут следовать колебания численности питающихся ими хищников (так, связана между собой численность зайцев и волков, мышевидных грызунов и полярных сов).

Из растений большими колебаниями плотности отличаются эфемеры, живущие в пустынях и полупустынях и прорастающие из сохранившихся в почве семян на время краткого более влажного сезона. Стабильна плотность деревьев.

Колебания плотности популяции могут быть связаны с погодными условиями, изменениями кормовой базы, эпизоотиями, природными катастрофами, регулярными миграциями (например, у перелетных птиц), деятельностью человека, сезонными циклами размножения вида, острой конкуренцией за ресурсы и другими причинами.

6 . В почве обитают представители самых разных групп животных. Какие приспособления к такому образу жизни у них возникли?

Для перемещения в такой плотной среде, как почва, живущие в ней организмы приобрели органы для рытья (крот) или ползания (направленные назад щетинки дождевых червей). Часто им свойственна удлиненная или червеобразная форма тела. В коже бывают слизистые железы, вырабатывающие смазку для облегчения движения в почве. Глаза из-за их бесполезности часто уменьшены или совсем отсутствуют, зато развиты обоняние и осязание.

7 . Обычный анализ крови, который вам делают при периодических обследованиях в поликлинике, включает определение стандартного набора параметров. Какие болезни и физиологические расстройства могут быть выявлены на основании этого анализа?

Перечислите, для каких диагностических целей необходимо определение дополнительных характеристик состава крови. Какие параметры следует измерять в каждом из этих случаев?

При обычном анализе крови определяют содержание гемоглобина, количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, скорость оседания эритроцитов, гематокриз (объемное соотношение твердой части крови к жидкой), время свертывания и цветной показатель.

По результатам такого анализа можно определить воспалительные процессы в организме, некоторые заболевания крови (анемия, лейкозы), нарушения свертываемости.

Дополнительные анализы делают при подозрении на определенные болезни. Например, при вероятности диабета делают анализ на сахар натощак и после еды. При подозрении на болезни почек измеряют содержание в крови остаточного азота, мочевины, креатинина.

Анализ на содержание антител позволяет установить, какими инфекционными болезнями болел или болеет в настоящее время человек.

Перед переливанием крови определяют ее группу и совместимость.

Иногда делают анализ крови на гормоны, например при лечении бесплодия.

Читайте также  Есть ли добавка к пенсии в 90 лет

8 . Вы решили разработать лекарственные препараты, обеспечивающие: а) снижение повышенного кровяного давления; б) ослабление аллергических реакций; в) уменьшение вероятности заболевания гриппом; г) быстрое заживление ран. Однако в аптеках уже имеется множество препаратов, решающих каждую из этих задач. Какие свойства новых лекарств сделают их применение предпочтительным? Как подобрать форму применения лекарства?

Для любого лекарственного препарата желательно, чтобы продолжительность курса была минимальна, результат достигался быстро, а число приемов в день было как можно меньше. По возможности не должно быть побочных явлений и несовместимости с другими лекарствами, пищевыми продуктами и напитками. Препарат не должен требовать трудновыполнимых условий для хранения, не должен вызывать зависимость или привыкание. Желательно, чтобы производство нового лекарства было недорогим и несложным, тогда оно окажется дешевле старых.

Эффект нового средства должен быть физиологичным и умеренным: лекарство от высокого давления не должно снижать давление ниже нормы, антиаллергическое средство не должно уничтожать всякую иммунную реакцию. Средство для защиты от гриппа должно быть эффективным против разных типов и штаммов вируса. Желательно, чтобы после заживления ран с помощью нового препарата не оставалось шрамов и чтобы этот препарат не слишком мешал самому больному и окружающим, например своим запахом.

Формы, в которых выпускается новое лекарство, зависят от его назначения. Если средство против высокого давления рассчитано на повседневное применение гипертониками, его лучше выпускать в виде таблеток или капсул. Если же это средство экстренной помощи при гипертоническом кризе, оно должно быть пригодным для инъекции. То же с лекарством от аллергии: если оно предназначено для снижения сравнительно безобидных аллергических явлений вроде чихания, сыпи, слезотечения, оно может быть в таблетках или в виде аэрозоля для вдыхания, но для пресечения тяжелой реакции типа отека Квинке лучше инъекция. Средство профилактики от гриппа может выпускаться в таблетках или капсулах. Средство для заживления ран — в виде мази, пластыря или аэрозоля, образующего пленку на ране. Если лекарство предназначено для приема внутрь маленькими детьми, его лучше делать в виде сладкой микстуры.

Использованы ответы следующих школьников: А. Баранова (г. Рязань), М. Ивановой (Москва), О. Кореньковой (г. Смоленск), М. Лебедева (г. Кандалакша), Н. Магомедовой (с. Куркент, Дагестан), А. Максимовой (г. Тула), А. Малковой (п. Металлплощадка Кемеровской обл.), А. Масловой (г. Жуковский), М. Насонова (Москва), М. Плаксиевой (г. Сергиев Посад), Л. Симоновой (Москва), К. Терентьева (г. Лодейное Поле) и Е. Хаулиной (Москва).

Рекомендации родителям «Подросток не хочет учиться: что делать?

Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

Почему подростки не хотят учиться?

«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:

  • Скука . Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
  • Чувство взрослости . Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
  • Запугивание . Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
  • Неблагоприятные отношения в семье . Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Неуспеваемость . Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
  • Перегруженность . С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
  • Гиперактивность . Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
  • Отсутствие интереса . По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
  • Конфликты с учителями . В этом могут быть виноваты, как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
  • Отношения с одноклассниками . В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопонимании с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения, учащихся к продуктивной учебной деятельности.

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь тестирование – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас на тестировании. Многим подросткам знакома такая ситуация.

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:

  • уроки в школе были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?

Методы мотивации к учёбе

Если подросток не хочет учиться, и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:

1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.

2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.

3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».

4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.

5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.

6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.

7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.

8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.

9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.

Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.

Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.

Профессия биолог: Как устроиться на работу? Как освоить специальность? Особенности профессии

Биолог — интересная профессия. В рамках нее, подростку предстоит изучать насекомых. Жуков. Растения. И многое другое.

Мы расскажем об особенностях профессии биолог. Ее специализациях. И о том, где учиться для того, чтобы работать в этой сфере.

Специализации профессии биолог

Биологи могут работать в разных сферах. Они имеют специализации, которые отличаются друг от друга в зависимости от спектра деятельности. Так, биологи могут быть:

  1. Биологами-ботаниками. Профессионалы этого спектра специализируются на изучении растений. В их задача входит проведение исследований. Обнаружение новых свойств растений. Поиск неизвестных ранее видов. А также их классификация. Помимо этого, ботаники занимаются исследованиями в области того, какое влияние оказывают растения на жизнь людей. А также животных.
  2. Биологами-зоологами. Профессионалы этого спектра специализируются на изучение животных. А также сфер, которые из этого вытекают. Зоологи выясняют, какие недуги могут быть у животных. Из-за чего они возникают. Могут ли болезни животных негативно повлиять на здоровье самого человека. Также, зоологи специализируются на том, что ищут новые виды недугов братьев наших меньших. Специалисты этого спектра ведут разнообразную деятельность. Они занимаются, в том числе, и тем, что ищут причины, по котором определенные виды животных находятся на грани вымирания. А также рассказывают широкой общественности о том, как их сберечь.
  3. Микробиологами. Профессионалы этого спектра специализируются на работе с микроорганизмами. Они изучают разнообразные виды бактерий. Организовывают исследования, в рамках которых создают способы борьбы с ними. А также разрабатывают методики, которые позволят эффективно использовать бактерии во благо обществу. Микробиология за последние несколько лет значительно популяризировалась. К ней прибегают регулярно.

Это главные направления биологии. Подросток, который хочет работать по этой профессии, должен обладать обширными знаниями. Которые охватывают сразу несколько специализаций.

Биологи — профессионалы, которые знают все о том, как устроены животные, люди и насекомые. Они применяют эти навыки для того, чтобы создавать лекарства для людей. Не допускать того, чтобы появлялись новые вирусы. А также того, чтобы они распространялись.

Виды работы биологов

Биологи могут выбрать один из двух видов работы:

  1. В помещении. Подобные биологи все рабочее время проводят в лаборатории. Организовывают исследования различных живых существ в «домашних условиях».
  2. В командировках. Существуют биологи, которых отправляют в другие города для поиска новых видов растений или живых существ. Они путешествуют. Пытаются открывать новые виды растений, животных. А также анализируют окружающую обстановку для того, чтобы не допустить геноцида определенного вида животных. Или природы в целом.

Какую специальность выбрать подростку при поступлении в университет, чтобы в дальнейшем работать биологом?

Если подросток хочет стать биологом, то он может выбрать в университете следующие специальности:

  • Биологию.
  • Почвоведение.
  • Медицинскую биофизику.
  • Биологию и химию.
  • Биоинженерию.
  • Биоинформатику.

А также любые другие направления подготовки, в которых есть слова «биология» или «био». Идентифицировать подходящую для профессии специальность можно еще при поступлении в ВУЗ. Если в требованиях написано, что нужно сдавать ЕГЭ по биологии, то направление подготовки тинейджеру подходит.

Обязанности биолога

Биологи занимаются исключительно тем, что организовывают исследования. У специалистов этого спектра есть следующие обязанности:

  1. Поиск информации. Дальнейший ее сбор и структуризация. Для использования в своем исследовании.
  2. Подготовка дополнительных материалов для проведения исследования. Специалистам-биологам необходимо регулярно заниматься поиском дополнительной информации. А также ее дальнейшим изучением. На основе этого биолог сможет выбрать способ, с помощью которого организует исследование.
  3. Подбор оборудования для исследования. Если его нет, то формирование заказа на разработку.
  4. Организация исследования. Работа над ним. Полноценное проведение исследования. От начала и до конца. Для того, чтобы иметь возможность проводить исследования, специалист должен знать не только биологию. Но и химию.
  5. Формирование отчета о проведенном исследовании. Документирование результатов, которые были получены в ходе него. Задача биолога — следить за приборами во время исследования. Внимательно записывать, что они показывают. И какие реакции были обнаружены.
  6. Структуризация результатов. Только лишь собрать и прописать в отчете конечный результат — недостаточно. Биологу необходимо в обязательном порядке обработать его. И перевести в читаемый вид.
  7. Формирование выводов по исследованию. С этой задачей справиться довольно сложно. Биолог должен обладать аналитическим складом ума. После того, как он сформирует соответствующие выводы, то сможет выпустить рекомендации для людей. По тому, какие действия нельзя совершать, чтобы не навредить природе.
  8. Путешествия. В рамках них, биологи отправляются в командировки по всему миру. Их задача — проследить за различными видами растений и животных. Провести небольшое исследование. А затем вернуться в офис с конечным, готовым результатом.
  9. Проведение пар в университете и школе. Специалист может работать учителем или преподавателем. Вести предмет «биология».

Быть биологом — это настоящее призвание. Если подростку не интересно это направление, то не заставляйте его идти в данную сферу. В противном случае, он сбежит из университета уже после первой сессии.

Для кого подойдет профессия биолог?

Биолог должен в обязательном порядке любить окружающий мир. Природу. Животных, растений. Различных насекомых и жуков.

В рамках работы, подростку нужно в обязательном порядке быть усидчивым. Педантичным. Сдержанным. Внимательным. И, что самое главное — аккуратным. Все эти особенности характера нужны для того, чтобы успешно справляться со своей работой. Организовывать длительные исследования. И качественно фиксировать результаты.

Подросток в обязательном порядке должен уметь анализировать информацию. Сопоставлять факты. И делать определенные выводы. Без аналитического склада ума работать биологом будет довольно непросто.

Также, у подростка должна быть хорошая память. Она позволит тинейджеру держать в голове многие важные факты. Которые могут помочь во время проведения разнообразных исследований.

Важно, чтобы у подростка не было аллергии. Ни на животных, ни на растения, ни на любые другие элементы. Если аллергия у подростка есть, то биологом ему лучше не становиться. Проводить исследования с забитым носом и слезами из глаз — довольно сложно.

Насколько востребована профессия биолог?

К сожалению, в России у профессии биолог низкий уровень востребованности. Государственным учреждениям и частным компаниям не нужны специалисты этой сферы. Большинство вакансий, открытых для биологов, оставляют школы, колледжи и университеты.

Если подросток решит обучаться по этой специальности, то пусть готовится к началу карьеры преподавателя. Традиционной биологией он заниматься не сможет.

Однако, даже в школах и университетах можно претендовать на высокую заработную плату.

Заработная плата биологов

Заработная плата у биологов может варьироваться в диапазоне от 8.000 до 60.000 рублей в месяц. При работе в университете она может расти в зависимости от ученой степени. Если специалист устроится учителем биологии в частную школу, то сможет получать намного больше средств. От 100.000 рублей и выше.

Устроиться биологом на работу — сложно

Вакансий биологов, которые занимаются исследованиями, очень мало. Найти работу в этом направлении почти невозможно. Если вакансия и появляется, то работодатели требуют огромных навыков. А также большой опыт работ в сфере исследований.

Устроиться учителем биологии в школу, колледж или университет — намного проще. Вакансии преподавателей появляются часто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]