Чем соглашение об обучении отличается от ученического договора?
Чем соглашение об обучении отличается от ученического договора?
Возможно заключить параллельно трудовой договор и соглашение об обучении с указанием суммы обучения (расходов работодателя) и указанием периода времени, который сотруднику необходимо отработать в компании?
Похожие вопросы
Работодатель предложил мне уволиться по соглашению сторон. Какой период я могу отработать в компании после подписания соглашения. Точнее какой период мне указать в соглашение, если я хочу отработать максимально возможное время.
Может ли работодатель в сфере здравоохранения, заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовому договору об обучении за счет средств работодателя, в соглашении прописать сколько работник должен отработать после обучения, если это обучение является условием выполнения работниками определенных видов деятельности?
Заключен с сотрудником трудовой договор на определенную сумму з/п. Возможно ли, уважаемые юристы, заключить с сотрудником доп. соглашение к трудовому договору, где будет указано, что работодатель обязуется в период действия доп. соглашения будет выплачивать сотруднику другой размер з/п.
Я,как работодатель, хочу заключить ученический договор с лицом, ищущим работу. Опыта работы по специальности у ученика нет. Вопрос: необходимо ли в Уставе ООО прописать, что Общество может заключать ученические договоры? На основании чего (только уч.договора?) мы проводим обучение лица, ищущего работу? Нужна ли лицензия (документы после обучения выдаваться не будут) на обучение по ученическому договору? Как не нарушить закон при заключении ученического договоре? Опасно ли для работодателя заключать такой договор? Нужен ли учебный центр на предприятии? Нужно ли разрабатывать методические материалы, контрольные и т.д.?Обязательно платить лицу, ответственному за обучение? ПОМОГИТЕ, пожалуйста!
В трудовом договоре прописано.. отработать после обучения не менее 2 (двух) лет, если обучение производилось за счет Работодателя, либо выплатить Работодателю сумму оплаты за обучение пропорционально неотработанному времени.
Никаких сумм в договоре не прописано.
Относятся ли к этой сумме затраты на командировочные расходы, перелет, проживание и т.д. или это именно сумма, потраченная на обучение?
Как защитить интересы работодателя.
В ближайшее время мы на работу принимаем руководителя отдела в нашу компанию. В ходе собеседований было выявлено, что кандидату нужно будет пройти внутреннее обучение. Две недели обучения будут проходить в другом городе, наша Компания, будет оплачивать проживание, билеты до места стажировки, суточные. Также для нового сотрудника будут выделены наставники и составлен план обучения и вхождения в должность в компании, которая занимается аналогичным видом деятельности. Возможно ли в таком случае заключить ученический договор, чтобы в случае если сотрудник уволится мы могли возместить затраты, выделенные на обучение и введение в должность нового сотрудника.
В трудовом договоре прописано.. отработать после обучения не менее 2 (двух) лет, если обучение производилось за счет Работодателя, либо выплатить Работодателю сумму оплаты за обучение пропорционально неотработанному времени.
Никаких конкретных сумм в договоре не оговорено.
Относятся ли к этой сумме затраты на командировочные расходы, перелет, проживание и т.д. или это именно сумма, потраченная только на обучение?
В трудовом договоре прописано.. отработать после обучения не менее 2 (двух) лет, если обучение производилось за счет Работодателя, либо выплатить Работодателю сумму оплаты за обучение пропорционально неотработанному времени.
Никаких конкретных сумм в договоре не оговорено.
Относятся ли к этой сумме затраты на командировочные расходы, перелет, проживание и т.д. или это именно сумма, потраченная только на обучение?
Ученический договор: взгляд юриста
Современные компании заинтересованы в том, чтобы их сотрудники профессионально развивались. Для этого фирмы направляют своих работников на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п. Если обучение проходит за счет корпоративных средств, то работодателю необходимо заключить со своим сотрудником ученический договор.
- договор работодателя с учебным заведением;
- договор сотрудника с образовательным учреждением (ОУ);
- трехсторонний договор (работник, компания и ОУ).
Особого рассмотрения заслуживают отношения, возникающие между сотрудником и работодателем в период обучения. Они оформляются ученическим договором между служащим и его компанией. Такое соглашение целесообразно заключать, когда образование работника длительное и проходит с отрывом от основной работы или дорогостоящее. Остановимся подробнее на оформлении отношений между сотрудником и его фирмой на период учебы.
Порядок действий
В соответствии со статьей 197 Трудового кодекса, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Работодатель может заключить со своим сотрудником ученическое соглашение на переобучение без отрыва от работы. Этот документ является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами (ст. 198 ТК РФ). Следовательно, он может быть заключен только с работником фирмы, с которым трудовой договор уже подписан.
Для того чтобы документально зафиксировать факт обучения и период ученичества сотрудника компании, необходимо:
- заключить ученический договор;
- издать приказ о направлении сотрудника на обучение;
- во время его учебы делать соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени;
- при получении работником новой профессии, повышении квалификации, получении нового разряда сделать отметку об этом в трудовой книжке.
Ученический договор изнутри
Соглашение на переобучение необходимо закреплять письменно. Такой договор должен в обязательном порядке содержать положения, названные в статье 199 ТК РФ, а также иные необходимые, по мнению сторон, положения:
- наименование сторон (работодателя и работника, который проходит обучение);
- профессия, специальность и квалификация ученика;
- срок и график обучения;
- порядок привлечения ученика к работе в случае практики и ее оплата;
- размер оплаты за время ученичества, порядок внесения платы за обучение;
- обязанность работника пройти образовательный курс;
- показатели успешного завершения учеником обучения;
- срок, в течение которого сотрудник должен отработать в данной организации по окончании обучения;
- права, обязанности и ответственность сторон.
Стороны договора – работодатель и сотрудник, также в качестве третьей стороны договора может выступать и третье лицо – образовательное учреждение, в котором будет осуществляться подготовка (переподготовка) работника.
Предмет договора – определение прав и обязанностей сторон при подготовке (переподготовке) работника в соответствующем образовательном учреждении без отрыва от его трудовой деятельности.
Содержание договора, как правило, сводится к следующему. На работника возлагается обязанность пройти обучение по соответствующей специальности непосредственно в компании либо в образовательном учреждении. Он должен получать знания, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, а также положения трудового договора с работодателем. После окончания обучения он обязан отработать в организации определенный срок. Если же трудовой договор с ним будет расторгнут до наступления оговоренной даты, сотрудник должен выплатить работодателю компенсацию расходов на свое обучение.
Работодатель обязан содействовать сотруднику в прохождении обучения. Например, при необходимости может быть установлен гибкий график рабочего времени, неполный рабочий день на время учебы. При этом работодателю следует руководствоваться ограничениями, установленными для работников соответствующих специальностей, с учетом возраста и характера работ (ст. 203 ТК РФ). То есть время учебы для обычного сотрудника не должно превышать 40 часов в неделю. Также фирма обязана выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором и стипендию, если это предусмотрено соглашением.
Образовательное учреждение, если оно участвует в договоре, обязано осуществлять обучение работника по выбранной специальности профессионального образования в соответствии с государственными стандартами и утвержденными учебными планами. Оно также обязано сообщать работодателю сведения об успеваемости работника, если это влияет на размер оплаты за его обучение в необходимый срок.
Срок ученичества обычно равен установленному времени подготовки (переподготовки) по соответствующей специальности. Стоимость обучения работника согласовывается сторонами. Оплата может полностью производиться за счет средств работодателя, а может и варьироваться в зависимости от успешности обучения сотрудника.
Изменять положения договора в течение срока его действия можно только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ).
Материальная выгода сотрудника
Во время учебы сотрудник может получать стипендию и заработную плату.
В соответствии со статьей 204 Трудового кодекса работникам в период ученичества выплачивается стипендия. Ее размер стороны определяют самостоятельно, но он не может быть меньше минимального размера оплаты труда.
По нашему мнению, при отнесении стипендии к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль, у организации возникают налоговые риски. Позиция налогоплательщика подтверждается пунктом 19 статьи 255 Налогового кодекса, который гласит, что начисления по основному месту работы сотрудников во время их обучения с отрывом от производства можно отнести на расходы для целей налогообложения. Но для этого нужно обязательно выполнить усло-вия статьи 204 Трудового кодекса, то есть установить и выплачивать сотруднику стипендию.
С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что статья 255 Налогового кодекса определяет состав расходов на оплату труда. При прохождении обучения с отрывом от работы сотрудник фактически не осуществляет трудовую деятельность. Другой статьи, которая позволила бы организации включить стипендию в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, в кодексе нет. Это аргумент в пользу налоговой службы.
Отметим также, что в настоящее время арбитражная практика по данному вопросу отсутствует.
Если сотрудник на период обучения не освобожден полностью от своих обязанностей, то оплата за работу, выполненную в рамках трудового договора, производится за фактически отработанное время согласно данным табеля учета рабочего времени. Эти выплаты признаются расходами на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ) и уменьшают базу по налогу на прибыль.
Ответственность работника
Обучение может повлечь за собой весомые материальные затраты для фирмы, связанные, в том числе, и с длительным отсутствием сотрудника на рабочем месте. И конечно, работодатель хочет рассчитывать на то, чтобы знания, полученные работником за счет корпоративных средств, не достались конкуренту. Для этого Трудовой кодекс предусматривает возможность установить в договоре срок, в течение которого сотрудник должен проработать в данной компании.
В случае если работник по окончании образования без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя обязан возвратить ему полученную за время учебы стипендию, а также возместить другие понесенные компанией расходы, связанные с его обучением (ст. 207 ТК РФ).
Если же сотрудник после окончания периода учебы приступит к работе, но не отработает оговоренный срок и уволится без уважительных причин, то он будет обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение (ст. 249 ТК РФ).
Таким образом, в названных случаях работник несет материальную ответственность за неисполнение своих обязательств перед работодателем.
В соответствии с приведенными выше нормами основное условие наступления ответственности работника – это отсутствие с его стороны уважительных причин для расторжения договора. Однако четкого законодательного определения их «уважительности» нет ни в Трудовом кодексе, ни в других нормативных актах трудового законодательства.
На практике под уважительными причинами увольнения обычно понимаются болезнь или инвалидность работника, необходимость ухода за тяжело больным или престарелым членом семьи, перевод мужа-военнослужащего в другую местность и т. п.
Сторонам желательно включить в текст договора на переобучение положения о том, какие причины будут считаться уважительными, поскольку в противном случае это может привести к судебному спору.
Глава 32 Трудового кодекса устанавливает ответственность работника только за увольнение по окончании обучения и в период срока обязательной отработки. Если же работник уволится раньше, до окончания срока обучения, то никакой компенсации работодатель взыскать с него не вправе.
Пример
Работодатель заключил с университетом контракт на переподготовку специалиста по программе дополнительного образования. Сотрудник приступил к обучению, однако уволился с предприятия за несколько месяцев до окончания переподготовки. С этого момента компания-работодатель прекратила оплату обучения и потребовала через суд взыскать с работника ранее уплаченную сумму за обучение. В свою очередь бывший сотрудник предъявил встречный иск о возмещении ему убытков, так как он вынужден был самостоятельно нести расходы на продолжение обучения в университете. Суд, вынося решение, квалифицировал заключенный контракт как ученический договор. Учитывая, что документ не предусматривал возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств какой-либо из сторон, а также его расторжение в связи с увольнением работника с предприятия, требования работника были признаны обоснованными, а иск предприятия оставлен без удовлетворения.
Статья 247 Трудового кодекса предусматривает два способа взыскания с работника причиненного ущерба – добровольный и принудительный.
Добровольное возмещение ущерба предполагает представление сотрудником письменного обязательства о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежа.
Принудительно же работодатель вправе своим распоряжением взыскать с работника только ущерб в размере его средней зарплаты, а остальную сумму фирма может потребовать лишь в судебном порядке.
Следовательно, если по окончании ученичества сотрудник увольняется, не приступив к работе по новой специальности, то компания вправе удержать с него только сумму в размере среднемесячного заработка, а для взыскания остальных средств работодатель должен обратиться в суд.
Что писать в трудовой книжке
Запись о направлении на переобучение в трудовой книжке не делается. Но если по окончании образовательной программы работнику будет выдан документ об образовании (квалификации), то на его основании (со ссылкой на номер, дату и наименование) следует сделать запись в трудовую книжку. Она пойдет отдельной строкой в разделе «Сведения о работе» и должна содержать информацию о времени обучения с указанием полученной профессии (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).
Обучение по приказу
Глава 32 Трудового кодекса не содержит указаний на то, как должен оформляться ученический договор с работником. По мнению юристов, компании следует издать документ о заключении с сотрудником такого соглашения и направлении его на обучение. Содержание приказа зависит от характера предстоящего образования (получение новой профессии, повышение квалификации) и связано с налоговыми последствиями для компании.
Учеба у будущего работодателя
С человеком, который еще не заключил с организацией трудовой договор, также может быть заключено соглашение на профессиональное обучение.
Необходимый теоретический курс ученик изучает непосредственно у будущего работодателя, консультируясь с соответствующими специалистами организации. Возможные организационные формы ученичества могут быть индивидуальными, бригадными, курсовыми.
После успешного окончания образовательного курса ученик заключает трудовой договор с той компанией, в которой он проходил обучение.
Обновленный ТК коснется и учеников
Согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, заключать ученические договоры смогут только организации, а работодатели – физические лица такой возможности лишены. Эти изменения вступают в силу с 6 октября 2006 года.
Повышение квалификации работников может осуществляться с отрывом от производства. Раньше в этом случае ученический договор не заключался, но с введением поправок в Трудовой кодекс у работодателей такая возможность появилась. Сотруднику на период учебы гарантируется сохранение должности и среднего заработка по основному месту службы (ст. 187 ТК РФ). В том случае, если для повышения квалификации с отрывом от производства работник направляется в другую местность, то ему оплачиваются также и командировочные расходы.
Волошина Татьяна, юрисконсульт компании «ГАРАНТ»
Как происходит переход студентов с платного обучение на бесплатное
Какая информация должна быть указана в уставе образовательной организации, сказано в статье 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это: тип образовательной организации, ее учредитель (учредители), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, а также структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. То есть Закон № 273-ФЗ напрямую не требует, чтобы правила перехода с платного обучения на бесплатное были прописаны именно в уставе образовательной организации.
В то же время право студентов на переход с платного обучения на бесплатное в Законе № 273-ФЗ все же закреплено. Переход с платного обучения на бесплатное упоминается в перечне академических прав обучающихся (подп. 14 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). Причем такой переход возможен в случаях и в порядке, которые предусмотрены Минобрнауки России.
Таким образом, образовательная организация может устанавливать порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное только в соответствии с порядком, утвержденным Минобрнауки России.
А как быть, если в уставе учреждения уже прописан такой порядок и он отличается от того, что утвержден Минобрнауки России? Придется вносить изменения в устав.
Рекомендуем порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное закрепить отдельным локальным нормативным актом образовательной организации (например, положением). Также будет не лишним ввести соответствующий пункт (или ссылку на свое внутреннее положение) в типовой договор на оказание платных образовательных услуг, на основе которого учебное заведение разрабатывает тексты рабочих коммерческих договоров со студентами (их представителями).
В чем заключается процедура перевода
Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 (далее – Порядок ). Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года одновременно с новым законом об образовании. Порядок распространяется в том числе на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством РФ вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Переход с платного обучения на бесплатное возможен при наличии свободных бюджетных мест. Количество таких мест определяет сама образовательная организация не менее двух раз в год (по окончании семестра). Оно равно разнице между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся по определенной образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.
Сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное определяются учебным заведением самостоятельно.
При этом необходимо соблюдать поставленный законом об образовании во главу угла принцип открытости системы образования (ст. 29 Закона № 273-ФЗ). В данном случае он заключается в обязанности образовательной организации обнародовать сведения о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, а также информацию о сроках подачи обучающимися заявлений о таком переходе. Эти данные размещаются в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.
Сейчас действуют Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.
Согласно пункту 7 Порядка, для решения вопросов о переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное учебное заведение создает специальную комиссию. При принятии решений она должна учитывать мнение представителя студенческого совета. Состав, полномочия и порядок деятельности комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.
Материалы в комиссию направляют структурные подразделения учебного заведения, принявшие заявления студентов о переходе на бесплатное обучение.
Кого переводят на бюджетные места
Для получения студентом, обучающимся на коммерческой основе, права на переход с платного обучения на бесплатное он на момент подачи заявления не должен иметь академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения. Кроме того, должно выполняться одно из следующих условий (п. 6 Порядка):
1) экзамены за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, сданы им на оценку «отлично» (подп. «а» п. 6 Порядка);
2) обучающийся отнесен к следующим категориям граждан (подп. «б» п. 6 Порядка):
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
3) обучающийся в период обучения утратил одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя) (подп. «в» п. 6 Порядка).
Выполнение указанных условий учитывается комиссией при рассмотрении заявлений обучающихся следующим образом.
В первую очередь приоритет имеют обучающиеся при выполнении условий 1, во вторую очередь – при выполнении условий 2, в третью очередь – при выполнении условий 3 ( п. 10 Порядка ). Относительно условий 2 ( подп. «б» п. 6 Порядка ) нужно учитывать, что они не распространяются на иностранных граждан, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Далее приоритеты ранжируются по правилам пункта 11 Порядка. Он заключается в следующем. Если на одно вакантное бюджетное место претендуют два и более кандидатов одной очереди, то предпочтение оказывается:
- в первую очередь – обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное;
- во вторую очередь – обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации.
При наличии двух и более кандидатов первой очереди, определенной по критериям пункта 11 Порядка, приоритет отдается тем из них, у кого лучшие результаты по критериям второй очереди.
Как оформляется решение о переводе
Кандидат на переход с платного обучения на бесплатное должен подать заявление на имя руководителя образовательной организации. К заявлению он должен приложить следующие документы (при необходимости):
а) подтверждающие его отнесение к категориям граждан, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 6 Порядка (в случае их отсутствия в личном деле обучающегося);
б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).
По итогам рассмотрения заявления (с приложенными документами) комиссия принимает одно из двух решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное или об отказе в таком переходе. Протокол заседания комиссии размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.
Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации. Он издается руководителем или уполномоченным им лицом не позднее 10 календарных дней с даты принятия комиссией решения о таком переходе.
Как расторгается договор о платном обучении
Вполне очевидно, что после перехода студента-контрактника на бесплатное обучение нужно что-то делать с его договором на платное обучение и внесенным по этому договору авансом за следующий семестр (при наличии). К сожалению, Порядок на сей счет не содержит никаких указаний.
В то же время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 . В них сказано, что договор должен предусматривать порядок его изменения и расторжения (подп. «о» п. 12 Правил). Также оговорено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (п. 3 Правил).
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 54 Закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре. Такими основаниями могут быть, к примеру: просрочка оплаты по договору, невозможность надлежащего исполнения обязательства по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (п. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ).
Возможность расторжения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования по соглашению сторон предусмотрена, в частности, в примерной форме такого договора, предложенной приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177.
Условия договора на оказание платных образовательных услуг не могут нарушать права и гарантии обучающегося в силу положений как нового закона об образовании, так и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Обратимся к Методическим рекомендациям по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, приведенным в письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 . В разделе 3 Методических рекомендаций среди сведений, включаемых в договор, указаны в том числе стоимость обучения, порядок оплаты, а также возможность возврата денег с удержанием из них фактически затраченных.
В Методических рекомендациях также говорится, что к условиям договоров, противоречащим законодательству, относится, в частности, условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги. Ровно как и условие о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ (односторонний отказ потребителя), а также установление штрафа за такой отказ.
Если контролеры (к примеру, из Роспотребнадзора) обнаружат в коммерческих договорах с обучающимися противозаконные условия о невозврате «неосвоенных» авансов, то независимо от причин невозврата они могут наложить на образовательную организацию административный штраф. Основание для этого – часть 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных нарушениях. Она предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные Законом № 2300-1. На сегодня штраф по указанному выше основанию составляет от 1000 до 2000 руб. – для должностных лиц, от 10 000 до 20 000 руб. – для юридических лиц.
Семейное образование: правовая основа, достоинства и риски
О семейном образовании сегодня не слышал разве что человек, не имеющий телевизора или Интернета. Увы, чаще всего оно упоминается в каком-то негативном контексте, связанным с конфликтом родителей или учащихся в школе, или же с какими-то санкциями со стороны опеки в адрес родителей.
На самом деле институт семейного образования вовсе не является новым. В статье 63 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» содержится упоминание семейной формы образования в рамках получения знаний по общеобразовательной программе. При этом, право выбирать форму образования закреплено за родителями или законными представителями ребенка.
Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ подготовило Порядок организации и осуществления деятельности по различным образовательным программам, который был утвержден Приказом от 30.08.2013 N1015. В нем упоминаются основные аспекты перевода детей на семейное образование, а заодно и уточняются некоторые специфические организационные вопросы.
Дополнительно во все образовательные учреждения было направлено письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
Отличие семейного образования от домашнего обучения
Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения», когда не совсем разбирающиеся в предмете люди упоминают их в равнозначном контексте. Это в корне неверно.
- Домашнее обучение – это учебный процесс, который осуществляется непосредственно учебным заведением, когда учащийся по каким-то причинам не может обучаться в школе. Например, обучение больного ребенка после травмы на дому. При этом вся ответственность за качество образования остается на учебном заведении.
- Семейное образование – одна из доступных для выбора форм получения знаний по общеобразовательным программам без участия учебного заведения. Говоря проще, родители самостоятельно обеспечивают своему ребенку получение знаний, как самостоятельно изучая с ним программу, так и привлекая на платной или иной основе сторонних лиц (репетиторов, частных учителей и т.д.).
ВАЖНО: Итоговая аттестация для контроля качества образования проводится непосредственно школой, она является обязательной (приказ Министерства образования №1015, пункт 20). Потребовать такую аттестацию родители имеют полное право в любом учебном заведении по месту своего проживания. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об образовании» и в пункте 3 упомянутого выше приказа Минобразования (далее Приказ). Аттестация экстернов проводится бесплатно.
Важно также знать, что:
- Мнение ребенка о выборе или смене формы обучения должно быть учтено обязательно;
- Ничто не запрещает совмещать разные формы образования. Ребенок может изучать русский язык в школе, а остальное – «в семейном формате» или наоборот.
- Школа не вправе препятствовать смене формы получения образования. Никаких «У нас такого нет» и «В нашем регионе подобное не практикуется». Это есть везде, а потому региональные «тараканы» и «заскоки» в данном случае не касаются никого, кроме школы.
Порядок перехода на семейную форму обучения
Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо:
1. Направить заявление о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию (отдел по образованию или Департамент по образованию);
2. Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне.
3. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения.
4. Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение – акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно (но не обязательно) договора между родителями и школой.И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется.
Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования:
- Заявление о переходе на семейную форму обучения пишется 1 раз. Ни ежегодно, ни ежеквартально его дублировать не требуется;
- Родители вправе не сообщать причины такого перехода ни устно, ни письменно. «Посовещались и решили» — вполне достаточно;
- Родители не обязаны предоставлять ни документы о собственном образовании, ни какие-либо другое о том, кто и как будет учить ребенка;
- Ученик сохраняет право на использование школьной и городской библиотеки на полностью бесплатной основе (ст. 35 «Об образовании»), а также получать от образовательного учреждения методическую и консультативную помощь.
Если аттестация при семейном обучении не пройдена
Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию.
В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании».
С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями – к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность (либо значительное усложнение) ее сдачи. В итоге не сдавший экзамены ученик «добровольно-принудительно» возвращается в учебное заведение.
Если родители ученика отказываются отправлять его в школу, возможны меры со стороны органов опеки из-за создания препятствий к получению ребенком образованию.
Однако родители не лишены права выбрать любое другое учреждение для сдачи аттестации, а вовсе не то самое, из которого ребенок был переведен на семейную форму обучения.
Чем грозит семейное обучение?
Изначально ничем. Школы, разумеется, не горят желанием оказывать содействие тем родителям, которые забирают детей на семейную форму обучения. Если это один ученик за, допустим, год – посмотрят искоса, ну и ладно.
Если же «исход» учеников примет массовый характер или же переводу на семейную форму будет предшествовать скандал с руководством школы – возможно явное противодействие как со стороны школы, так и на уровне местного отдела по образованию.
Увы, может потребоваться немало нервов, чтобы отстоять свое право обучать ребенка так, как родители считают нужным. Но эта «свобода» носит весьма условный характер – проверка знаний в любом случае осуществляется по учебным программам с госаккредитацией, поэтому выбор программы обучения ограничен лишь часами для усвоения материала и подходом к учебному процессу.
Кроме того, родители полностью отвечают за качество и полноту образования, которое определяется только и исключительно итогами аттестации. Школа лишь обязана оказать содействие в ее проведении, организовав аттестацию.
Если у вас возникли сложности с переводом своего ребенка на семейное обучение – пишите свои вопросы для получения консультации в этой группе.
Share the post «Семейное образование — что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.»