Разъяснены правила учета региональных грантов в целях НДС и налога на прибыль
Нормами налогового законодательства установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Поэтому, как указываем Минфин России средства, полученные в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении НДС (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/12530). При этом, стоит учесть, что не подлежат вычету и суммы НДС уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий. В случае получения субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.
Однако, как указывает Министерство, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщик может принять к вычету (не восстанавливать) суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет таких субсидий, полученных с 1 января 2019 года.
Если же субсидии были получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету.
Что касается налога на прибыль, то полученные бюджетные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов. Также они могут учитываться единовременно, если к моменту их получения они будут произведены и признаны в налоговом учете.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Для того, чтобы не учитывать гранты при определении налога на прибыль они должны быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны представляться безвозмездной и безвозвратной основах НКО или иностранными и международными организациями и объединениями по утверждаемому перечню. Они должны быть направлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина и прочее. Также грант должен быть представлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств. При невыполнении вышеуказанных условий полученные денежные средства или иное имущество не будут признаваться грантами для целей налога на прибыль.
Те налогоплательщики, которые получили такие гранты обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета, средства должны быть учтены для целей налогообложения с даты их получения.
Бухгалтерский учет грантов в коммерческих
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ
от 8 ноября 2019 года N МН-15/589-ЮС
Об отражении в учете грантов в форме субсидии
В Департамент финансов поступают вопросы учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федераций (далее — Департамент, подведомственные учреждения), об отражении в бухгалтерском учете гранта в форме субсидии, предоставленного в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — грант в форме субсидии).
Минфин России письмом от 20.09.2019 N 02-05-10/72629 разъясняет, что автономными учреждениями для отражения поступления грантов в форме субсидии в зависимости от цели предоставления грантов могут применяться соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 — субсидии на иные цели, также поступление грантов в форме субсидии подлежит отражению по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов.
Вместе с тем Департамент считает целесообразным довести до подведомственных учреждений следующее.
В соответствии с приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — приказ от 08.06.2018 N 132н) средства гранта в форме субсидии доводятся до подведомственных учреждений по элементу вида расходов 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям», 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» и поступают на 20 лицевой счет бюджетного учреждения, 30 лицевой счет автономного учреждения.
Средства субсидии на иные цели доводятся до учреждений на основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с приказом от 08.06.2018 N 132н средства субсидии на иные цели доводятся по элементу вида расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели», 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» на 21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, 31 — отдельный лицевой счет автономного учреждения.
В соответствии с приказом от 08.06.2018 N 132н средства грантов в форме субсидии подлежат отражению по статье 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов.
В соответствии с приказом от 08.06.2018 N 132н на статью 180 «Прочие доходы» относятся среди прочих доходы от субсидии на иные цели, доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений.
Вместе с тем по результатам заседания Методического совета по вопросам бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности при Минобрнауки России, состоявшегося 23 июля 2019 г., была выработана согласованная с Минфином России и Федеральным казначейством позиция о допустимости в 2019 году перечисления и отражения средств грантов в форме субсидии бюджетными и автономными учреждениями по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджета.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» средства грантов подлежат отражению по под статье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» классификации сектора государственного управления (далее — КОСГУ). Письмо Минфина России от 20.03.2019 N 02-07-05/18593 подтверждает правильность отражения средств гранта в форме субсидии по под статье КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
В связи с изложенным, Департамент считает необходимым сообщить, что учет средств гранта в форме субсидии необходимо осуществлять по виду финансового обеспечения 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), по КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления». Выбор статьи аналитической группы подвида доходов 150 «Безвозмездные денежные поступления» или 180 «Прочие доходы» подведомственным учреждениям необходимо осуществить с учетом того, на какую статью были доведены средства гранта в форме субсидии. Если подведомственное учреждение произвело уточнение статьи аналитической группы подвида доходов со 180 «Прочие доходы» на 150 «Безвозмездные денежные поступления», то обратное уточнение делать не требуется.
Получено вознаграждение за счет гранта
Положением N 922 установлен единый порядок исчисления средней заработной платы. В соответствии с п. 2, 3 данного Положения при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К ним относятся:
- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам за отработанное время, по сдельным расценкам, за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции;
- заработная плата, выданная в неденежной форме;
- денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности РФ (субъектов РФ), денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
- начисленные в редакциях СМИ и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций (организаций), и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
- заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
- заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и др.;
- выплаты, связанные с условиями труда (в том числе «северные» коэффициенты и надбавки), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу;
- вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
- другие виды выплат по заработной плате, применяемых у соответствующего работодателя.
При расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Гранты — это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. В силу п. 2(1) указанного Постановления системы оплаты труда работников разрабатываются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности.
Денежные средства, полученные за счет гранта, не предусмотрены трудовым договором и не являются частью системы оплаты труда учреждений. Поэтому мы полагаем, что они не должны учитываться при расчете среднего заработка для выплаты отпускных.
Но существует и другое мнение: если организация-грантополучатель осуществляет выплаты за счет средств грантов физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, в соответствии с трудовыми договорами, данные выплаты являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ) и, соответственно, учитываются при расчете средней заработной платы. Если выплаты за счет средств грантов физическим лицам осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, данные выплаты не учитываются при расчете средней заработной платы (Письмо Минтруда России от 15.03.2016 N 17-4/В-107).
Как показывает практика, некоторые учреждения придерживаются второго мнения.
Бухучет и налогообложение государственного гранта
Отражение в учете полученной из бюджета субъекта РФ субсидии производится организацией в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
В рассматриваемой ситуации субсидия получена на закупку и установку оборудования, то есть учитывается как средства на финансирование капитальных расходов организации (п. 4 ПБУ 13/2000).
ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете:
- по мере появления у организации уверенности в получении этих средств (п. 5, абз. 1 п. 7 ПБУ 13/2000);
- по мере фактического получения бюджетных средств (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000).
Следовательно, организации необходимо закрепить один из этих вариантов в своей учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Если учетной политикой организации установлено, что бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то на дату поступления бюджетных средств организация отражает возникновение целевого финансирования. При этом производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Полученную из бюджета субсидию организация отражает в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
В рассматриваемой ситуации субсидия получена на приобретение объектов ОС (оборудования). Она учитывается как средства на финансирование капитальных затрат организации (п. 4 ПБУ 13/2000).
Приобретенное оборудование, которое удовлетворяет условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, принимается к учету в качестве объекта ОС.
Объекты ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение. Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. п. 17, 18 ПБУ 6/01).
При линейном способе амортизация начисляется ежемесячно исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока его полезного использования (абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта ОС устанавливается при принятии его к учету в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01. Например, исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.
Амортизация по приобретенному объекту ОС начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем его принятия к учету (п. 21 ПБУ 6/01).
Сумма амортизации ежемесячно признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000). На дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». А затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации. Это отражается бухгалтерскими записями по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (Инструкция по применению Плана счетов).
Таким образом, признание в доходах стоимости приобретенного оборудования, непосредственно привязано к порядку начисления амортизации. Доход признается в момент погашения стоимости каждого объекта основных средств (оборудования). Иными словами, доход признается при каждом вводе основных средств в эксплуатацию (при наличии возможности ввода в эксплуатацию как отдельного элемента).
Таблица проводок
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям с учетом изложенного производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
---|---|---|---|---|
В месяце получения бюджетных средств | ||||
Отражено возникновение целевого финансирования | 76 | 86 | 1604317084 | Документ, подтверждающий уверенность в получении бюджетных средств |
Получена субсидия из бюджета | 51 | 76 | 1604317084 | Выписка банка по расчетному счету |
Возврат целевого | 51 | 76 | 541459978 | Выписка банка по расчетному счету |
При принятии объекта ОС к учету | ||||
Отражены затраты на приобретение объектов ОС | 08 | 60 | Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) | Отгрузочные документы продавца |
Приобретенное имущество включено в состав ОС | 01 | 08 | Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств | Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
Полученная субсидия включена в состав доходов будущих периодов | 86 | 98 | В размере стоимости приобретаемого оборудования | Бухгалтерская справка |
Произведен расчет с продавцом объекта ОС | 60 | 51 | Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) | Выписка банка по расчетному счету |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объектов ОС, в течение срока его полезного использования | ||||
Начислена амортизация | 20 (25 и др.) | 02 | Сумма амортизационных отчисления по принятым к учету объектам ОС | Бухгалтерская справка-расчет |
Признан прочий доход в сумме начисленной амортизации | 98 | 91-1 | В размере суммы амортизационных отчислений по принятым к учету объектам ОС | Бухгалтерская справка-расчет |
Налог на добавленную стоимость
Объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В рассматриваемой ситуации получение субсидии связано с оплатой расходов на приобретение организацией объекта ОС, а не с оплатой реализованных организацией товаров (работ, услуг). Соответственно, сумма полученной субсидии в налоговую базу по НДС не включается.
Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 14.04.2016 N 03-07-11/21297.
Налог на прибыль организаций
Субсидия, полученная организацией на приобретение объекта ОС, признается внереализационным доходом как безвозмездно полученные денежные средства, освобождение которых от налогообложения ст. 251 НК РФ не предусмотрено (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 15.04.2016 N 02-01-11/21926.
Порядок учета в составе доходов средств полученных субсидий определен п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
В частности, субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
Приобретенное организацией оборудование включается в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).
Такой срок организация устанавливает самостоятельно с учетом Классификации основных средств на дату ввода объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Таким образом, сумма субсидии учитывается в составе внереализационных доходов в размере, пропорциональном сумме начисленной амортизации.
Бухгалтерский учет грантов в коммерческих
- РУ
- EN
- DE
программы повышения квалификации
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ», 72 часа
Направление подготовки: Программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» реализуется в соответствии с Профессиональным стандартом «Бухгалтер», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 февраля 2019 г. № 103н, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (утверждена приказом Минобрнауки России Приказ от 12.08.2020 № 954).
Категория слушателей: Программа предназначена лиц имеющих среднее профессиональное или высшее образование.
Форма обучения: Очно-заочная, (с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения), заочная форма обучения (с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения).
Период реализации программы 11 дней
Программа актуальна до 27.08.2022 г.
Язык реализации программы — русский
Основные темы программы:
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, предмет и метод
Тема 2. Бухгалтерский баланс.
Тема 3. Бухгалтерские счета и двойная запись.
Тема 4. Учет денежных средств.
Тема 5. Учет основных средств.
Тема 6. Учет нематериальных активов.
Тема 7. Учет материальных запасов
Тема 8. Учет затрат на производство и выпуск готовой продукции
Тема 9. Учет готовой продукции и ее реализация.
Тема 10 Учет финансовых результатов
Тема 11 Бухгалтерская отчетность
Тема 12 Учет расчетов с персоналом.
Тема 13 Особенности учета на предприятиях малого бизнеса
Форма итоговой аттестации: итоговое тестирование.
Результаты обучения на программе:
-составление (оформление) первичных учетных документов;
-денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей; регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета;
— составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;
— сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета;
— прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
— систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода;
— составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
— подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета;
— составление оборотно-сальдовой ведомости и главной книги.
Выдается документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва.