Аттестационный лист на соответствие занимаемой

Аттестационный лист на соответствие занимаемой

Аттестационный лист на соответствие занимаемой должности — образец

Аттестацию проводят для определения подготовки кадров по квалификации. Процедура облегчает оценку практических, теоретических знаний. Проще планировать действие в случае непредвиденных обстоятельств.

Это полезная процедура, которая дает своевременно принять меры, чтобы устранить недочеты в работе подчиненных. По результатам их направляют на курсы переподготовки, увольняют. Последняя мера действует для тех, у кого в работе выявили недостатки.

Для организаций по большей части аттестацию относят к процедурам сугубо добровольного характера. Закон устанавливает ее как необходимость только для бюджетной сферы, некоторых частных коммерческих организаций.

Правила заполнения

Унифицированный, обязательный к применению образец документа для этого направления еще не разработан. Но выделяют правила, сохраняющие действенность для большинства. Из обязательных сведений отмечают:

  1. Дата.
  2. Информацию о сотруднике, для которого организована проверка. Нужны ФИО вместе с должностью. Главное, чтобы наименования и должностные обязанности соответствовали принятым локальным нормативным актам.
  3. После фиксируют контрольные вопросы. Они обычно связаны с тем, что сотрудник делает на практике.
  4. Ответы.
  5. Само заключение от комиссии.

В аттестационном листе фиксируют любые замечания со стороны проверяющих, когда в этом возникает необходимость.

Структура документа

Стандартный аттестационный лист обычно состоит из следующих разделов:

  • сведения об аттестуемом сотруднике;
  • сведения об образовании сотрудника;
  • сведения о занимаемой должности, квалификационной категории;
  • перечень вопросов и ответы на них;
  • решение комиссии.

Аттестационный лист,образец которого можно взять за основу при составлении аналогичного документа, должен четко фиксировать результаты проведения проверки сотрудников на соответствие занимаемой ими должности. Дополнения и замечания со стороны членов аттестационной комиссии также следует фиксировать в документе.

Члены комиссии должны определить следующее:

  • соответствует ли конкретный сотрудник той должности, которую он занимает;
  • надо ли переводить работника на другую должность;
  • есть ли основания для отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей и т.п.

Для кого аттестацию нельзя проводить?

Для некоторых организаций аттестация стала рядовым мероприятием, периодически проводимым для всех профильных специалистов. Выполнение требования не связано с квалификацией сотрудника. Длительный стаж, научные степени – дополнительные условия, при которых аттестацию нужно проходить регулярно. Но некоторых граждан закон защищает от таких процедур.

Правило действует на:

  • Лиц на длительном больничном.
  • Студентов дневных форм обучения, на протяжении первого года после выхода на работу.
  • Женщин, ухаживающих за детьми до возраста трех лет.
  • Сотрудников, проработавших на специальности меньше года.

Аттестация: общий порядок проведения

Перед началом на предприятии издают приказ. Затем на его основании собирают специальную комиссию. В нее входит минимум три человека, представляющие такие категории:

  1. Руководитель предприятия, либо лицо с полномочиями действовать от его имени.
  2. Тот, кто возглавляет структурное подразделение.
  3. Другие сотрудники, уровень образования и квалификации которых достаточен для участия.

Иногда к подобным проверкам привлекают стороннего специалиста. Это эксперт в той же области, что и сам работник.

После назначения члены комиссии приступают к прямым обязанностям.

Аттестация во многом похожа на экзамены. Сотруднику задают большое количество вопросов, на которые надо давать ответы. В зависимости от итогов собеседований такого формата составляют заключение. Проведение индивидуально, либо по отношению к целым группам сотрудников.

Без строгого, внимательного отношения процедура не даст результатов. Заключения по результатам проверки могут быть основанием для повышения, либо понижения должностей подопечных.

Вероятность повторного проведения проверки возрастает в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если сотрудник не согласен с результатами – он имеет право обжаловать решение, в вышестоящей инстанции.

Правила оформления и составления аттестационного листа

Аттестационный лист лишен определенного закрепленного законом образца, его можно оформлять в свободной форме. Главное следует учитывать некоторые важные моменты, которые обязательно должны быть отражены в документе. Это:

  • дата прохождения проверки;
  • личные данные проверяемого;
  • контрольные вопросы, задаваемые работнику, непосредственно связанные с его деятельностью;
  • полученные ответы на данные вопросы;
  • решение комиссии;
  • различные дополнения, важные примечания.

Аттестационный лист можно заполнить любым способом, как от руки, так и в печатном виде; на простом листе А4 либо на фирменном бланке. Главным условием является его заверение всеми членами комиссии.

Составление положения об аттестации

Такой документ составляется руководителем предприятия. В него надо включать стандартно следующие разделы:

РазделОписание
Вводная информацияДля обозначения целей мероприятий. Определяют состав сотрудников, по которым организуют проверку. Отдельно закрепляют периодичность мероприятия, указывают основания внеочередных видов.
Описание мероприятий по подготовкеПредседатель, секретарь и члены – вот какие специалисты обязательно должны составлять комиссию. В этой части документа пишут о том, кто входит в комиссию. Каждому участнику прописывают полномочия. Раздел посвящён сведениям, связанным со стандартным графиком. Описывают, как сотрудников уведомляют о самой процедуре. Отдельное место уделяют кадровым документам.
Описание порядка процедурыПриводят порядок формирования кворума. Пишут о самой проверке, механизмах принятия решений, вариантах решений и правилах оформления итогов. Описывают права, которыми наделены сотрудники в случае несогласия с выводами.
Заключительные положенияПосвящены срокам хранения документов, другим особенностям, связанным с ними.

Положение – один из локальных нормативных актов. Его разрабатывают для каждой организации, с учетом основных трудовых условий. Всех сотрудников надо ознакомить с условиями положения, когда его разработка будет завершена.

Образец заполнения аттестационного листа 2021

Несмотря на схожий принцип проведения оценки персонала в различных организациях и даже отраслях, требования к оцениваемому персоналу предъявляются разные.

Поэтому документ, фиксирующий результат, может иметь некоторые отличительные признаки.

Типовой пример

Так, если компания обладает сравнительно небольшим штатом и не относится к государственной службе либо прокурорским работникам, можно использовать типовой формуляр, который содержит в себе основные сведения.

Образец заполнения аттестационного листа представлен ниже.

Образец заполнения аттестационного листа

Для медицинского работника

На медицинских работников возлагается особая ответственность за здоровье и жизнь населения. Поэтому проведение периодической аттестации для указанной категории является обязательным в силу Приказа Минздрава №240н, в котором приведены рекомендуемые образцы всех формуляров, включая и аттестационный лист.

Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 N 240Н

Для педагогического персонала

Педагогические работники имеют определенную квалификационную категорию, которая присваивается на основании аттестации в рамках норм Приказа Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276.

Образец аттестационного листа можно скачать на нашем сайте.

Аттестационный лист для педагогов

Для прокурорского работника

Прокурорские работники имеют классные чины, присваиваемые опять же исходя из результатов аттестации. При этом порядок оценки указанной категории проводится в соответствии с нормами Приказа Генпрокуратуры РФ от 20.06.2012 N 242, коим помимо процедуры утвержден и аттестационный лист.

Для сотрудников банка

Коммерческие структуры, включая и кредитные учреждения, в рамках закона также проходят периодическую аттестацию на соответствие занимаемой должности в силу внутренних и отраслевых приказов, коими бланк аттестационного листа и утверждается.

Аттестационный лист сотрудника банка

Для научного сотрудника

В силу Приказа Минобрнауки №538 аттестация научных работников является обязательной и осуществляется в порядке, определенным указанным актом с использованием типового бланка аттестационного листа.

Правила аттестации научных работников

Для работника культуры

Работники культуры и искусства подлежат обязательной аттестации наряду с другими тружениками иных сфер.

Так, порядок оценки профпригодности указанной отрасли регламентируется нормами Письма Минкультуры РФ №7790/44-04-ПХ, коим утверждена как сама процедура, так и ряд документов, оформляемых в процессе аттестации включая и лист.

Письмо Минкультуры РФ от 08.02.2010 N 7790-44_04-ПХ

Для государственного и муниципального служащего

В силу норм ст. 48 ФЗ от 27.07.2004 N 79, а также ст.18 ФЗ от 02.03.2007 N 25 государственные и муниципальные служащие подлежат периодической аттестации в обязательном порядке, в ходе которой оформляется ряд документов, одним из которых является и оценочный лист.

С заполненным аттестационным листом можно ознакомиться ниже.

Аттестационный лист для госслужащего

Как ответить работодателю на приглашение на работу? Читайте в нашей статье. В каких случаях требуется представление на аттестацию? Смотрите здесь.

Срок действия положения об оплате труда представлен тут.

Составление протокола по итогам

Процесс оценки, информация о самом проверяемом – вот что заносят в протокол. По этой причине ему отводят роль одного из главных документов в этом процессе. Ход опроса и результат тоже фиксируются при оформлении протокола. Для подобных бумаг тоже не разработали единую унифицированную форму. Поэтому работодателям разрешают самостоятельно создавать форму, наиболее удобную для практической работы.

Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?

Новая модель аттестации педагогов с ЕФОМ фото

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;

выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;

определять траекторию карьерного роста педагога;

формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;

корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;

учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений

Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:

аттестация на соответствие занимаемой должности;

аттестация в целях установления квалификационных категорий.

Первичная аттестация учителей

Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена

В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Аттестация на соответствие

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

Аттестация при получении квалификационной категории учителя

Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.

Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.

Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.

По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;

результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;

данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;

участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);

об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);

о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

участие в конкурсах профессионального мастерства;

полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;

результаты научной, методической и наставнической деятельности;

мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов

Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.

После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.

Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.

Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.

Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.

В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:

  • оператору единой информационной системы – при несогласии с результатами профессионального экзамена. Жалоба подается через центр оценки педагогических компетенций или образовательную организацию, обеспечившую его проведение, и рассматривается оператором совместно с экспертами или иными компетентными лицами;
  • учредителю образовательной организации – при несогласии с решением аттестационной комиссии.

При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.

Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности — это специальная кадровая процедура, которая разрабатывается, внедряется и осуществляется исключительно по инициативе и правилам работодателя. И современные реалии здесь таковы, что аттестация работников на соответствие занимаемой должности — процедура в целом неоднозначная. С одной стороны, работодатель по итогам ее проведения может повысить работника в должности или увеличить оклад. С другой стороны, может и уволить, используя аттестацию как инструмент оценки сотрудников при внедрении профессиональных стандартов. Многие вообще не понимают, зачем нужна аттестация. Разберемся.

Нормативная база

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Положение об аттестации работников

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.
Читайте также  Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на

Остальной персонал можно аттестовывать.

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.

Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации

Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:

  • по соглашению сторон;
  • в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
  • в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ .

Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.

Образец портфолио социального работника для аттестации

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

Раздел о проведении аттестации

Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.

Шаг 1. Определяем кворум

Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.

Шаг 2. Описываем саму процедуру

Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).

Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.

После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.

После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.

Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений

Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.

Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.

Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.

Все сомнения трактуются в пользу работника.

Шаг 4. Варианты решений комиссии

Описываем, какие решения может принять комиссия:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
  • ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
  • рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.

Шаг 5. Оформляем решение комиссии.

Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.

Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.

Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.

Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.

Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).

Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.

Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).

Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.

Шаг 6. Права работника

Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.

Заключительные положения

Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности, интересует работодателей, желающих оценить профессиональный уровень нанятого персонала. Фактически такая проверка требуется для подтверждения теоретических знаний и практических навыков кадрового состава. Она позволяет выявить сотрудников, квалификации которых недостаточно для выполнения той или иной работы. Рассмотрим подробнее, как на практике происходит аттестация персонала.

Образцы документов

Что такое аттестация?

Как было отмечено выше, под аттестацией сотрудников принято понимать оценку их профессиональных качеств, с целью подтверждения соответствия их квалификации занимаемой должности или работе, которую они выполняют.

На практике такое мероприятие позволяет выявить не только непригодные кадры, но и сотрудников, знания и навыки которых позволяют занимать им более ответственные должности. По итогам аттестации, администрация предприятия может более эффективно оптимизировать трудовые ресурсы и лучше мотивировать персонал к плодотворной работе, что неизменно увеличивает прибыль и качество предоставляемых услуг.

Например, в Письме Минкультуры России № 7790-44/04-ПХ 08.02.2010 г. разъяснен порядок проведения аттестации для работников, занятых в сфере культуры. Для служащих бюджетных учреждений, оценка квалификации персонала проводится по другому НПА — закону «О государственной гражданской службе…». Профессионализм педагогических работников подтверждается в порядке, предусмотренном Приказом Минобразования № 209 от 24.03.2010 г.

Для кого аттестация обязательна?

Для большинства коммерческих организаций проведение аттестации персонала не является обязательным мероприятием. К процедуре прибегают лишь в случаях, когда вид деятельности, которой осуществляет компания, предполагает проведение периодических аттестационных проверок в соответствии с законом.

Например, это требуется для:

Кроме того, обязательная аттестация введена для:

Если же закон не обязывает проводить для персонала аттестацию, но при этом в организации введено положение, устанавливающее периодические проверки на соответствие уровня квалификации занимаемой должности, то оно должно выполняться как работодателем, так и подчиненными. Это следует из смысла ст. 21 ТК РФ, ст. 22 ТК РФ и ст. 189 ТК РФ. При этом согласно ст. 8 ТК РФ, руководство предприятия вправе издать приказ об отмене положения об аттестации.

В том случае, если в организации имеется представительный орган работников, то прекращение действия внутренних актов производится с учетом его мнения.

К слову, для отдельных категорий работников обязательная аттестация отменяется законом. Так, п. 3 Положения № 1, утвержденным Указом Президента № 110 от 01.02.2005 г. процедура не проводится для:

  • специалистов, служащих менее одного года; ; ; и по уходу за ребенком до трех лет.

Обычно проверка сотрудников на профпригодность осуществляется раз в 3-5 лет. Периодичность может устанавливаться локальными актами, а при обязательной аттестации соответствующим нормативно-правовым актом. Так, согласно ст. 332 ТК РФ и ст. 336.1 ТК РФ, проверка квалификации для педагогов обязательно осуществляется раз в пять лет. Для научных сотрудников — не чаще, чем раз в два года и не реже одного раза в пятилетний период.

Рассмотрим подробнее порядок проведения аттестации.

Порядок аттестации

Вам также будет интересно:

Утверждение Положения, регламентирующего проведение аттестации

Первое, что должен сделать руководитель организации для проверки квалификации персонала, это разработать и утвердить специальный локальный акт, именуемый «Положением об аттестации». Поскольку унифицированной формы документа не существует, каждое учреждение разрабатывает его самостоятельно.

Как правило, в него включаются разделы, в которых указываются:

  1. Цели и задачи мероприятия. Например, таковыми могут быть: выявление сотрудников, несоответствующих по уровню профессиональных знаний занимаемым должностям, необходимость в более правильной расстановке кадров, обеспечения профессионального роста работников и в целом — повышение эффективности труда на предприятии.
  2. Список должностей, для которых требуется аттестация. Так, можно специально указать, что под аттестацию попадает весь штатный персонал за исключением некоторых категорий работников. Например, от аттестации можно освободить беременных женщин, сотрудниц в декрете, работников, зачисленных в штат менее года назад, специалистов, проходящих отработку после окончания вуза.
  3. Сроки проведения процедуры и ее периодичность. Например, можно установить, что плановая проверка должна осуществляться не реже одного раза в три года.
  4. Возможность организации внеплановой аттестации;
  5. Состав аттестационной комиссии.
  6. Мероприятия по подготовке к осуществлению процедуры;
  7. Порядок проведения аттестации.
  8. Критерии, по которым проводится оценка квалификации сотрудника.
  9. Порядок подведения итогов.
  10. Порядок разрешения споров и обжалования итогов проверки.

Вам также будет интересно:

Работодатель должен ознакомить с содержанием документа работника под подпись всех действующих сотрудников. Кроме того, с локальным актом должны быть ознакомлены новые сотрудники, трудоустраивающиеся в организацию.

Подготовка к проведению мероприятия

При формировании комиссии обязательно учитывается квалификация ее членов, позволяющая объективно и профессионально оценить уровень знаний и навыков испытуемых. Как правило, в ее состав включается председатель, начальник кадровой службы, секретарь, руководители структурных подразделений, штатный психолог и тому подобное. В том случае, если в организации функционирует представительный орган работников, то его член также должен входить в состав аттестационной комиссии. При этом приказом должно быть утверждено нечетное количество участников аттестационной комиссии.

Вместе с разработкой Положения об аттестации, руководство отдельным документом должно составить график, в соответствии с которым будет осуществляться проверка квалификации персонала. Как правило, документ оформляется в виде таблицы, содержащей сведения: о составе сотрудников, подлежащих аттестации с обозначением их должностей и структурных подразделений. Здесь же перечисляются категории сотрудников, которые освобождаются от проверки на профпригодность. Кроме того в документе указывается дата мероприятия и место, где оно будет проходить. Также отмечаются сроки, в течение которых должны быть поданы кадровые документы (отзывы, характеристики) для аттестации, а также ответственные за это лица. С содержанием графика необходимо под подпись ознакомить сотрудников, в отношении которых будет осуществляться проверка. Как правило, оповещается персонал за две недели до события. В том случае, если подчиненный отказывается ставить ознакомительную подпись, составляется соответствующий акт.

Следует отметить, что для проведения процедуры по аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности, помимо Положения об аттестации и графика мероприятия должна иметься прочая документация. В частности, это могут быть отзывы и характеристики на работников, приказ о назначении аттестации и аттестационной комиссии, квалификационный лист. Для работы комиссии потребуются копия диплома об образовании, документов о переподготовке, повышении квалификации. Кроме того, не лишними будут должностные инструкции сотрудников, выписки из трудовых книжек.

Проведение аттестации

Проверка профессиональных знаний персонала на соответствие занимаемым должностям может осуществляться в нескольких формах. Например, в виде письменного тестирования и устного собеседования. Члены комиссии заслушивают аттестуемого, изучают предоставленные им письменные ответы. Кроме того, изучается поступившая в отношении работника кадровая документация: отзывы, характеристика.

Решение участниками кворума принимается по каждому аттестуемому сотруднику в том порядке, который установлен в соответствующем локальном акте. Например, документ может предполагать проведение открытого голосования в присутствии работника.

Принятое комиссией решение заносится в так называемый аттестационный лист либо в протокол. Поскольку в законодательстве отсутствует унифицированная форма такого документа, до на предприятии может быть разработан собственный формуляр.

По итогам заседания комиссии, в отношении сотрудника в документ могут быть включены следующие формулировки:

Кроме того, комиссия вправе предложить работнику пройти переаттестацию, а также направить на обучение с возможностью по его завершении пройти аттестацию вновь.

Работники должны быть ознакомлены с результатами аттестационной проверки под подпись. При несогласии выводами комиссии они вправе их обжаловать.

После завершения мероприятия все документы передаются руководителю организации, который должен принять окончательное решение, например, о повышении сотрудника, увольнении, понижении в должности.

Увольнение сотрудника не прошедшего аттестацию

Как следует из Письма Роструда № ПГ/1180-6-1, сотрудника можно рассчитать по причине несоответствия уровня его профессиональных знаний той должности, которую он занимает на основании п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ , исключительно при наличии соответствующего решения аттестационной комиссии.

Соответствующее предложение следует оформить в письменном виде. Оно должно содержать наименование свободной должности (нескольких должностей на выбор), которую может занять сотрудник и соответствующий ей оклад. При этом в извещении устанавливается срок, в течение которого работник должен сообщить в отдел кадров о принятом решении.

В том случае, если подчиненный откажется от предложенных вакансии, и при этом иных подходящих для него вакансий не окажется, то работодатель вправе приступить к процедуре увольнения. Для этого он издает приказ о расторжении с сотрудником трудового договора. Работника знакомят с содержанием распорядительного документа под подпись. В трудовую книжку и личную карточку вносятся соответствующие записи. С сотрудником производится окончательный расчет в последний рабочий день.

Таким образом, для проверки сотрудника на профпригодность, оценки его знаний и навыков, проводится процедура аттестации. Данная процедура является обязательной для служащих государственных и муниципальных органов. Что касается коммерческих предприятий, то аттестационные проверки персонала требуются только в случаях, определенных законом, а также локальными актами. При этом проверки квалификации сотрудников могут быть как плановые с периодичностью раз в 3-5 лет, так и внеплановые. Последние организуются при наличии веских оснований, например, по инициативе администрации предприятия после аварии на производстве по вине работника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]