Минфин предложил увеличить собираемость налогов с физлиц за счет страховых взносов и новых ставок на имущество
Минфин предлагает две меры для собираемости налогов с состоятельных россиян — изменить начисление страховых взносов с более высоких доходов и сформировать новые правила начисления налога на имущество для налогоплательщиков, стоимость имущества которых в совокупности превышает 500 млн рублей. Об этом говорится в своде предложений ведомства (есть у Forbes), которые Минфин представил бюджетной комиссии 1 июля. Его подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств. Forbes направил запрос в Минфин, ожидает ответа.
Минфин предложил увеличить предельную базу для расчета по страховым взносам в пенсионный фонд. Сейчас правило такое — работодатель платит с зарплаты сотрудника 22% в пенсионный фонд до тех пор, пока его зарплата накопленным итогом по году не достигает суммы в 1,46 млн рублей. Как только этот порог превышен (речь идет о зарплатах выше 122 000 рублей), ставка падает до 10%. Но власти хотят поднять этот порог. Соответственно, чем он выше, тем дольше компании придется платить страховые взносы не по льготному, а по обычному тарифу. Эта мера, по расчетам Минфина, может принести бюджету 16 млрд рублей в 2022 году, а к 2024 году — уже 45 млрд рублей.
Кроме того, для физических лиц предлагается расширять налогооблагаемую базу по налогу на имущество, совокупная стоимость которого выше 500 млн рублей. Ведомство предлагает облагать таких владельцев налогом на имущество по ставке 0,3%. Сейчас по общему правилу по ставке в 0,1% начисляется налог на дома, квартиры, гаражи и небольшие хозяйственные строения. А повышенная ставка в 2% применяется для объектов, чья кадастровая стоимость по отдельности превышает 300 млн рублей. Ставка 0,5% применяется для нежилых помещений — складов и прочего. Новая налоговая категория может приносить бюджету 50 млрд рублей ежегодно, подсчитал Минфин.
Всего Минфин предложил девять мер налоговой донастройки: среди них в том числе рост акциза на алкоголь с 2022 года на 10% по сравнению с текущими ставкам. В 2021 году власти уже повышали ставки алкогольных акцизов: акциз на пиво крепче 8,6% вырос на 4,9% до 43 рублей за литр, на вино, фруктовые и ликерные вина — на 3,2% до 32 рублей за литр. Кроме того, предлагается ввести акцизы на сахаросодержащие напитки. Всего за счет акцизов министерство планирует получать в бюджет около 100 млрд рублей в следующие три года.
Кроме того, ведомство предлагает снижать порог беспошлинной торговли до €100 (сейчас это €200), получая 20 млрд рублей в бюджет дополнительно.
Также в документах, которые изучил Forbes, говорится об удвоении платы за использование радиочастотного спектра, за счет чего, по расчетам Минфина, бюджет может получать около 22 млрд рублей в год. Все компании, которые работают в России с радиочастотным спектром, платят государству за его использование. Помимо операторов связи это могут быть телевизионные компании, РЖД и другие. Сотовые операторы (МТС, «Мегафон», «Вымпелком», «Теле2») не раскрывают в публичных отчетностях плату за использование радиочастот. Ранее операторы связи, наоборот, предлагали ввести льготы за использование радиочастот, в том числе снизить платежи для компаний, внедряющих новый стандарт связи 5G. Но это вызвало критику со стороны Минфина, писал «Коммерсантъ».
ТОП-10 разъяснений Минфина по налогу на самозанятых в 2020
В отношении доходов, полученных от сдачи в аренду (внаем) апартаментов, специальный налоговый режим НПД не применяется.
2. Письмо от 27 марта 2020 г. № 03-11-11/24601
В случае если физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, оказывает услуги по сдаче в аренду (внаем), в том числе субаренду, жилого помещения, такое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе применять НПД.
3. Письмо от 19 октября 2020 г. № 03-11-10/90807
Учитывая действующую редакцию Федерального закона № 422-ФЗ, полагаем, что правовой механизм введения на территории города Байконура специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в настоящий момент отсутствует.
Обзор налоговых новостей за январь 2021
4. Письмо от 20 октября 2020 г. № 03-08-06/91252
Положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 не распространяются на специальный налоговый режим НПД.
Одновременно сообщаем, что Закон N 422-ФЗ не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.
5. Письмо от 20 марта 2020 г. № 03-11-11/21804
Постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД осуществляют граждане Российской Федерации, а также граждане других государств — членов Евразийского экономического союза. Применение указанного специального налогового режима гражданами иных государств, в том числе гражданами Туркменистана, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, Федеральным законом не предусмотрено.
6. Письмо от 7 августа 2020 г. № 03-11-11/69368
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в отношении доходов по банковским вкладам не вправе применять специальный налоговый режим НПД.
Комментарий к налоговым спорам за ноябрь 2020
7. Письмо от 14 декабря 2020 г. № 03-11-11/109191
Согласно пункту 6 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» курсовая разница при продаже валюты не признается объектом налогообложения НПД.
8. Письмо от 11 марта 2020 г. № 03-11-11/17982
Положения Федерального закона N 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение специального налогового режима НПД гражданами с инвалидностью при условии соблюдения норм указанного Федерального закона.
9. Письмо от 20 января 2020 г. № 03-11-11/2434
При соблюдении ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 422-ФЗ, физическое лицо в отношении доходов от использования своих авторских прав, в том числе в соответствии с договором с организацией по управлению правами на коллективной основе, вправе применять налог на профессиональный доход.
10. Письмо от 10 декабря 2020 г. № 03-11-10/108388
При соблюдении положений Федерального закона физическое лицо вправе применять НПД в отношении доходов, полученных от депутата областной Думы, если отношения между ними не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом.
О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении
Вопрос: О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в этих письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных законодательных норм Минфин России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа.
Кроме того, письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений).
Однако подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражена позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.
С учетом вышеизложенного полагаем, что указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.
При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.
Заместитель
директора департамента налоговой
и таможенной политики Минфина
Минфин напомнил, что его письма не обязательны для исполнения
Минфин России опубликовал письмо от 24 июля 2019 года №03-02-08/55114 «О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении», в котором разъяснил, что далеко не всегда рекомендации и разъяснения, данные в других письмах Минфина и ФНС России, являются истиной в последней инстанции. Примечательно, что письмо с подобными разъяснениями ведомство уже публиковало в 2007 году, то есть 12 лет назад. Такое письмо Минфин поможет многим налогоплательщикам доказать налоговикам, что некоторые их требования не имеют ничего общего с законодательными, а рекомендации чиновников относятся исключительно к налогоплательщику, который попросил разъяснений по по своей конкретной ситуации.
Письма Минфина бывают разными
Специалисты Минфина России пояснили, что выпускают письма разных видов:
- разъяснения, которые являются ответами на частные запросы — ими может руководствоваться только та организация или ИП, которая написала этот запрос, не являются нормативно-правовым актом;
- разъяснения, которые являются ответами на запросы налоговых органов — предназначены для внутреннего пользования органов ФНС и выражают позицию Минфина по тому или иному вопросу, также не являясь нормативно-правовым актом;
- разъяснения, данные в отношении новых или действующих законов, правовых норм, отчетов и т.д. по инициативе самого Минфина — предназначены для широкого круга пользователей, также не являясь НПА.
Как отметил в письме сам Минфин в отношении своих разъяснений:
Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
Иначе говоря, к письмам Минфина не нужно относиться как к руководству к действию, кому бы они ни были адресованы. Обязанности неукоснительно выполнять все предписания у налогоплательщиков нет. Чего не скажешь о налоговиках. Чиновники подчеркнули, что хотя ответ на запрос ФНС с разъяснениями позиции Минфина тоже не является нормативно-правовым актом, специалисты ФНС имеют право разослать его во все территориальные инспекции и использовать в работе. Как сказано в письме:
Полагаем, что указанная норма Налогового кодекса РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России.
При использовании позиции из писем Минфина чиновники рекомендуют как налоговикам, так и налогоплательщикам помнить, что они не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. А руководствоваться ими или нет — личное дело каждого.
Глава ФНС не признал проблему «карательных мер» за уход от налогов
Сообщения о недовольстве бизнеса работой налоговых органов в рамках действующей с 2017 года ст. 54.1 Налогового кодекса преувеличены, считает глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Об этом он заявил журналистам после расширенной коллегии ведомства, передал корреспондент РБК.
«На сегодняшний день есть около 180 споров с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК в судах. Я сомневаюсь, что эти цифры можно назвать очень большими для всей Российской Федерации», — ответил Егоров на просьбу журналистов прокомментировать возмущение бизнеса по поводу ст. 54.1 НК.
Налоговая выигрывает в судах более 85% споров, сообщил глава ФНС на коллегии ведомства.
Почему возмущается бизнес
Число актов налоговых проверок по ст. 54.1 НК значительно превышает число судебных споров, а многие предприятия просто не доживают до судов, объяснила РБК партнер ФБК Legal Галина Акчурина. «Проблема огромная, и ее нельзя недооценивать», — считает Акчурина.
Недовольство бизнеса практикой применения ст. 54.1 НК вызвано тем, что налоговые органы не рассчитывают, сколько предприятие должно было заплатить, не нарушая правил.
В результате уклонистам доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки, и доначисления значительно превышают суммы, которые бизнес вообще заработал. При этом штрафы составляют 40%, рассказала Акчурина.
Устранить «карательные меры» ранее предлагал правительству бизнес-омбудсмен Борис Титов, отмечавший, что существующая практика «носит штрафной характер», и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса. Однако ФНС и Минфин отрицают необходимость «налоговой реконструкции».
«Суммы доначислений и штрафов оказываются абсолютно непосильны для большинства фирм: они столько не заработали, сколько им доначислили. В итоге из-за блокировок счетов предприятия не доживают до судов», — сказала Акчурина.
Также налоговые органы часто распространяют нарушения в отношении нескольких операций на все остальные, из-за большого объема фактуры реальным изучением фактических обстоятельств и документов по каждой операции никто не занимается, а в результате компании получают необоснованные претензии, рассказала Акчурина.
Кроме того, положения ст. 54.1 НК требуют от бизнеса тяжелой, во многом рутинной работы и дополнительных издержек. Например, закон определяет признаком ухода от налогов исполнение работ не тем лицом, с кем заключен договор (или его субподрядчиком), и требует от предприятий иметь доказательства наличия непрерывной цепочки договоров до конкретного исполнителя-физлица и не сотрудничать с теми, кто не может по всей цепочке субподрядчиков раскрыть принадлежность персонала конкретному лицу.
Однако у предпринимателей не всегда есть возможности тщательно проверить контрагентов и отслеживать их деятельность. Особенно уязвимы к рискам сферы строительства, перевозок и клининга, в целом сфера услуг. «Например, практически невозможно узнать, все ли работники подрядчика официально трудоустроены», — объяснила Акчурина. У ФНС гораздо больше данных и инструментов — «АСК НДС-2», «АИС Налог-3» и т.д. Бизнес же несет дополнительные издержки на проверку контрагентов, и все равно этого оказывается недостаточно для гарантированной защиты от налоговых претензий за нарушения со стороны контрагентов.
Тем не менее на расширенной коллегии ФНС глава службы поручил правовому блоку «стабилизировать работу по нормам в рамках ст. 54.1 НК» и «обеспечить определенность».
«Триада позиций Минфина, налоговой и судов должна работать максимально эффективно, чтобы все искажения быстро корректировались и налогоплательщики получали понятное, доступное, объективное правовое поле и работали в системе живого права, понимали и доверяли нашим позициям, чтобы было абсолютно очевидно, что наши подходы справедливы», — указал Егоров.
Позиция Федеральной налоговой службы
Положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают налоговые органы оценивать в ходе проверок только взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами первого звена, то есть те отношения, на которые налогоплательщик может оказывать влияние.
Норма, являясь ужесточением требований к налогоплательщикам по соблюдению ими налогового законодательства, допускающим полный отказ в возможности реализации своих прав на заявление налоговых вычетов и учет расходов, с одной стороны, гарантирует отсутствие налоговых претензий со стороны налоговых органов в отношении исполняющих добросовестно свои налоговые обязательства налогоплательщиков и накладывает на налоговые органы требования к доказыванию умысла — с другой.
Также в результате снизилась административная нагрузка на бизнес, уменьшилось количество судебных споров. Если до издания федерального закона налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок схемы с участием «фирм-однодневок» выявлялись более чем в 7 тыс. проверок ежегодно, то за весь период после введения новой нормы количество выездных налоговых проверок, в рамках которых налоговыми органами были применены положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составило не более 2100 проверок.
За 2,5 года в суде налогоплательщиками обжаловано только менее 180 дел. Указанные показатели применения налоговыми органами положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствуют об эффективности действия этой нормы для сокращения налогоплательщиков, использующих «агрессивный» механизм налоговой оптимизации, и о снижении давления со стороны налоговых органов на бизнес.
Статья 54.1 НК РФ представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиками своими правами и направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации и исключает возможность налоговой реконструкции.