Алексей Полехин, программный директор «Нетологии»

Алексей Полехин, программный директор «Нетологии»

«Есть гипотеза, что формат MBA умирает»

Судя по темпам роста, онлайн образование достаточно скоро станет доминирующей формой получения новых знаний и опыта. О трех уровнях мотивации людей, решающих, что им нужна образовательная прокачка, преимуществах дистанционного обучения, стоимости занятий и причинах частичного возвращения в сегмент очных занятий «Хайтек» поговорил с экспертами популярной в России «Нетологии».

Читайте «Хайтек» в

Как формируются цены на образование

Когда мы говорим о любом формате образования, чаще главным вопросом становится вопрос цены. Чтобы понять, как формируется стоимость образовательных продуктов, мы спросили руководителя онлайн-направления «Нетологии» Алексея Полехина.

«Нетология» предлагает обучение студентам по 4 основным интернет-направлениям: маркетинг, управление проектами, дизайн и программирование. Присутствуют два формата программ с сопровождаемым обучением — онлайн-курсы, которые в среднем длятся 2–3 месяца, и очные курсы, которые мы называем форматом смешанного обучения, так как у студентов-очников также есть личный кабинет на сайте, где в том числе происходит коммуникация и размещаются видеозаписи занятий.

Цены формируются в первую очередь исходя из экономического положения и стоимости программ конкурентов. На данный момент максимальная цена за курс у нас составляет 28 тысяч рублей, в среднем — 18–20 тысяч рублей. Минимальная стоимость — 12,9 тысяч рублей. Это курсы, которые не столько ориентированы на профессию, сколько являются навыковыми. Стоит отметить, что нет никакой прямой корреляции между стоимостью курса и выхлопом в виде зарплаты определенного уровня — это несвязанные между собой вещи.

В прошлом году «Нетология» получила лицензию и теперь выпускникам трехмесячных курсов помимо диплома предлагается выдача удостоверения о повышении квалификации установленного образца. А выпускникам очных программ предлагается возможность получить диплом о профессиональной переподготовке, если они, конечно же, постараются и будут выполнять представленные им задания. Но даже это не влияет на цену, несмотря на образовательные государственные стандарты».

5 перспективных технологий в сфере образования

Таким образом, если ориентироваться на одного из крупнейших игроков рынка и учитывать, что их цена является конкурентоспособной, можно сказать, что онлайн-образование довольно доступно. Если сделать вывод о том, может ли позволить обучение среднестатистический россиянин, то будет понятно, что хоть онлайн-курсы и не являются прямым конкурентом ВУЗов, но с ними надо считаться. Особенно, с учетом, что такие крупные игроки как «Нетология», дают возможность обучения в рассрочку.

Юлия Завдовьева — руководитель очного направления в «Нетологии»: «Стоимость обучения формируется исходя из мотивации, которая есть у пользователей. Если говорить про самую низкоуровневую мотивацию, условно говоря, отвлечься, «потусоваться», проветрить голову, то это формат образовательных продуктов стоимостью до 3 тысяч рублей, куда входят конференции или видеокурсы (прим. редакции — например, проекты Udemy, Lynda) . Это та ценовая категория, когда человек еще не готов вкладываться серьезными ресурсами, но ему хочется попробовать, понять, нравится ли ему предложенный формат.

Если говорить про ценообразование на российском рынке, то средняя стоимость онлайн-курса составляет порядка 20 тысяч рублей за два-три месяца обучения. Это самый популярный формат. При этом очный двухдневный семинар может стоить до 30 тысяч рублей. Что касается офлайн-программ, которые длятся полгода (обычно это более 220-240 академических часов), то их стоимость в среднем варьируется от 120 до 180 тысяч рублей. Цена зависит от новизны программы, преподавателей, необходимости обеспечивать некоторые программы инфраструктурой. Самым дорогим офлайн-курсом в «Нетологии» сейчас является обучение на специалиста по машинному обучению, а самым дешевым — на контент-продюсера. При формировании стоимости курсов мы в том числе отталкивались от того, какие зарплаты будут получать пользователи после их прохождения. Например, зарплата специалиста по большим данным составляет от 150 тысяч рублей. Соответственно, средняя стоимость за курс должна равняться этой сумме.

Обучение за рубежом намного дороже — программы, подобные нашим, там стоят в 3 раза больше. Мой офлайн-проект близок по формату к General Assembly и Udacity, у них тоже есть онлайн и очные форматы. Для сравнения, стоимость курса Digital marketing у них составляет 4 тысячи долларов. Это не говоря о специфике местного бизнеса. Люди, которые учатся у нас, работают в России. Соответственно, им нужно знать, как это работает применимо к российским интернет-проектам, им нужно налаживать связи с российскими экспертами и профессиональным сообществом. При разработке программ я слежу за тем, что происходит на рынке образования в Европе и Америке. Но, честно говоря, что-то позаимствовать не удается, потому что у нас своя специфика».

Как мы видим, стоимость офлайна существенно превышает стоимость удаленного обучения. При этом если в первом случае зарплаты никак не коррелируются со стоимостью курса, то во втором — имеют прямое значение.

Что эффективнее: онлайн или офлайн?

Пока доля онлайн-образования в мире находится на уровне нескольких процентов от общего объема рынка образования. В России, по оценке недавнего исследования рынка онлайн-образования, это менее 3%. Но однажды формат онлайн будет точно доминировать, потому что актуальный опыт экспертов в разных отраслях можно передавать большому числу тех, кому этот опыт интересен и важен. Это просто эффективнее, что подтверждает динамика темпа роста онлайн-курсов.

Кроме того, данные подтверждают, что рынок образования растет и не собирается сбавлять обороты, и вместе с ним становится популярным формат онлайн-обучения.

При этом крупнейшие игроки западного рынка онлайн-образования имеют капитализацию более $1 млрд:

  • 2U — облачная платформа для высшего, навыкового и профессионального образования;
  • Pluralsight — онлайн-обучение в области программирования и ИТ-систем;
  • Udacity — одна из ведущих МООС (массовые открытые онлайн-курсы) площадок мира и другие.

И судя по темпам внедрения и инвестирования — онлайн-образование не сдастся, а будет поглощать рынок классического обучения.

Искусственный интеллект станет основой образования будущего

За прошедший год «Нетологии», например, удалось вырасти в 2,5 раза по числу студентов: в 2016 году дипломы получили 4,5 тысячи человек, годом ранее — 2 тысячи. За все время работы в «Нетологии» завершили обучение более 12 тысяч выпускников.

Не все студенты получают диплом, ведь речь идет об образовании, в котором есть четкие критерии достижения успеха. Для получения диплома надо учиться, выполнять практические задания, которые даются после занятий. Если человек их не делает, он не получает допуск к выполнению дипломного проекта. Это полноценный образовательный продукт. Обучаться при этом не сложно, если студент готов выполнять домашние задания и слушать лекции. Но мотивации людей иногда хватает на неделю-две. Это и есть те самые 30%, которые остаются без диплома. И так работает любое обучение, которое зависит напрямую от учащегося.

Эксперты крупных игроков рынка, таких как «Нетология», — топы больших компаний с опытом. Они с удовольствием преподают, так как у большинства профессионалов практически на физиологическом уровне есть необходимость поделиться опытом, своими наработками. Вторая причина, по которой люди делятся информацией — наличие несформированных отраслей, в которых хочется диктовать свои стандарты ведения бизнеса.

Например, маркетологи пытаются сделать так, чтобы все думали, условно, о цифрах, и на рынке не появлялось агентств, которые занимаются не тем, чем нужно. Проектировщики интерфейсов создают свои сообщества, чтобы показать доминирование принципов работы, которые им удобны, и воспитывать заказчиков. Кроме того, многие эксперты выбирают онлайн, потому что это наиболее быстрая возможность создать собственную экспертизу для более широкой аудитории.

Алексей Полехин, руководитель онлайн-обучения в «Нетологии»: «Что касается очных курсов, то для нас это был эксперимент, мы не планировали делать целое направление. Во всех учебных программах ориентировались на новичков и специалистов среднего уровня. Затем в какой-то момент мы поняли, что если есть цель попробовать традиционные формы обучения, то это должна быть «прокачка» от среднего уровня до топов. Кроме того, некоторым нашим преподавателям нравится участвовать в образовательных активностях, но у них не всегда была предрасположенность к формату вебинаров.

В сегменте офлайн-образования нам удаётся конкурировать с академическими вузами. И здесь мы достаточно серьезно выигрываем — у нас преподают эксперты с огромным личным опытом, реальными кейсами, большой практикой. Для тех дисциплин, по которым мы ведем очное обучение, подобные вещи крайне важны. В очной программе мы больше говорим про инсайты, делимся теми фишками, которые невозможно дать в рамках, например, той же онлайн-программы.

Суть повышенной мотивации людей в очных программах иная: на них невозможно обучаться тем, кто без совсем опыта или совсем новичок в отрасли. Студенты должны обладать определенным опытом и базой в изучаемом предмете, иначе они ничего не поймут на занятиях. Поэтому отбор на такие курсы идет через обязательное собеседование с абитуриентом. Оно нужно, чтобы понять уровень и тем самым гарантировать эффективность обучения. Профессиональный опыт студентов очных программ заметно выше, чем опыт студентов онлайн-программ«.

Почему офлайн будет жить

Юлия Завдовьева — руководитель офлайн-направления «Нетологии»: «Полтора года назад нам пришла идея нового образовательного формата — программы переподготовки, где большая часть занятий проходит очно. В результате такой формат очень успешно зашел на рынок, быстро развивается. Это альтернатива программе MBA, во всяком случае, его российским аналогам. В «Нетологии» я развиваю формат интенсивного шестимесячного бизнес-образования.

У меня есть гипотеза, что формат MBA, когда нужно учиться больше 6–8 месяцев, умирает в областях тесно связанных с Интернетом, разработкой «цифровых» продуктов и сервисов. Скорость обучения и жизни там сейчас совсем другая. Интересный момент: за три месяца ты не успеваешь сделать «нетворкинг» — плотный «нетворкинг» выстраивается как раз на протяжении 6 месяцев. При этом происходит знакомство с экспертами, складываются отношения с одногруппниками. Часто полученные знания применяют уже в процессе учебы: некоторые студенты успеют открыть свой бизнес, кто-то серьезно задумывается о смене места работы или делает успешный карьерный ход.

Хороший ресурс славится открытостью с долей загадочности. Открытые занятия, рассказы о себе в блогах, выкладывание отрывков из курсов в сеть. И при просмотре бесплатного вебинара, вы получите представление о продукте и знания.

Так вы сможете оценить качество продукта. Это называется политикой «открытых дверей», что непременно помогает в первую очередь оценить, насколько вам подходит то или иное образование, будет ли интересен курс или необходим.

12 сложностей онлайн-образования в России

Что мешает рынку онлайн-обучения развиваться и как бороться с этими трудностями

Нежелание тратить время на учебу после получения диплома вуза, отсутствие привычки платить за контент, сложности с интернетом в регионах и разные часовые пояса. Эксперты центра онлайн-обучения «Нетология-групп» назвали все основные трудности онлайн-образования в России и рассказали, как с ними можно бороться.

Основатели «Нетология»: Юлия Завдовьва, Алексей Половинкин (верхний ряд); Юлия Спиридонова-Микеда, Максим Спиридонов, Максим Древаль (нижний ряд). Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2609907

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ / купить фото

Нет привычки учиться постоянно

Максим Спиридонов , генеральный директор «Нетологии-групп»:

— У российских пользователей нет привычки учиться. Люди заканчивают школу и институт, а потом забывают об образовании как о страшном сне. Многие понимают, что учиться нужно, но постоянно находят себе оправдания. Самое частое из них — отсутствие времени.

В результате маркетинг образовательных компаний нацелен не столько на продвижение своих услуг, сколько на борьбу с этими «оправданиями». Пользователям нужно объяснить, что развивать себя надо систематически — инвестировать в это время и деньги. Учеба позволяет естественным образом повышать свою ценность на рынке, расти в карьере и в жизни.

Офлайн-обучению доверяют больше

Юлия Завдовьева , операционный директор «Нетологии-групп»:

— Индустрии мешает недоверие пользователей к самому формату обучения. Они уверены, что офлайн-образование качественнее. Причина подобного явления понятна: в вебе сложнее отличить хороший образовательный продукт от плохого. Сталкиваясь с плохими, люди теряют доверие к любым знаниям, получаемым в интернете.

Жители регионов зачастую вообще не знают, что в онлайне можно чему-то научиться. И здесь образовательный маркетинг вынужден работать на то, чтобы элементарно создать спрос.

Мы решаем эту проблему посредством подробных рассказов о наших преподавателях и их практическом опыте в реальных компаниях. Вместе с ними мы выпускаем полезный бесплатный контент и проводим открытые занятия — в общем, делаем все, чтобы студенты были уверены в уровне тех, кто будет их учить.

Нет привычки платить за образование

Александр Еграшин , директор по маркетингу «Нетологии-групп»:

— Как известно, Россия — это страна бесплатной медицины и бесплатного образования. При этом бесплатное образование зачастую качественнее, чем платное (если сравнивать государственные университеты с частными). В результате у людей возникает стереотип о том, что хорошее образование должно быть бесплатным.

В США и некоторых странах Европы есть четкая установка: если реально хочешь чему-то научиться, заплати. В России проблема усугубляется историческим нежеланием пользователей платить за контент.Бороться с этим можно только одним путем: демонстрировать ценность своего продукта и честно рассказывать, каких конкретно результатов добиваются выпускники.

Дистанционное обучение плохо регулируется законами

Алексей Полехин , руководитель направления онлайн-интенсивов «Нетологии-групп»:

— Законодательная база долгое время работала против сферы онлайн-образования: у вузов были трудности с внедрением дистанционного обучения, а онлайн-центры не могли легализоваться. Только в августе 2013 года вузам дали возможность вводить у себя дистанционное обучение. А вот полноценным интернет-компаниям новый закон никак не облегчил жизнь. Например, чтобы получить лицензию, им по-прежнему придется выполнять абсурдные требования государства: предоставлять справки о количестве парт для студентов, наличии столовой и медпункта. Такая ситуация не позволяет онлайн-центрам выдавать дипломы или сертификаты государственного образца. Люди же хотят «корочку» и идут за ней в офлайн.

По сути, единственный легальный путь для российских интернет-компаний — кооперироваться с вузами. Только в этом случае студенты будут получать образовательные сертификаты и дипломы государственного образца.

Пользователи не привыкли к подписке

Александр Еграшин :

— Подписка — это ключевая бизнес-модель для онлайн-образования. Многие компании монетизируются именно таким способом: например, международная Lynda или языковые сервисы вроде LinguaLeo. Пользователь подписывается на контент, а деньги автоматически списываются с его карты каждый месяц. В западных странах к такому принципу взаиморасчетов относятся спокойно, а в России подписка вызывает массу негатива.

Как эта проблема решается у нас? Во-первых, мы всячески (через интерфейсы и тексты на сайте) доносим до пользователей информацию о том, как происходит оплата подписки. Во-вторых, сотрудники нашего клиентского отдела объясняют каждому студенту, как работают автоматические платежи. Если человек все равно считает, что его обманули, мы возвращаем деньги, и это единственный путь не потерять клиента и не разрушить имидж.

Плохое качество интернета в регионах

Максим Древаль , исполнительный директор «Нетологии-групп»:

— В регионах пользователям сложно смотреть прямые трансляции и загружать объемные видео. При этом недавнее исследование «Яндекса» показывает, что многие регионы пока испытывают затруднения с широкополосным доступом: например, в Дальневосточном федеральном округе средняя скорость интернета примерно в десять раз ниже, чем в Москве. Игнорировать этот факт, конечно, нельзя.

У нас есть специальная формула, по которой мы рассчитываем размер каждого видеофайла. Продакшн-специалист ориентируется на эти данные и выбирает оптимальный способ сжатия ролика. Для прямых трансляций тоже подбирается специальный уровень качества — такой, чтобы картинка не «тормозила» даже при использовании мобильного интернета.

Спикеры не умеют выступать публично

Максим Спиридонов :

— У российских спикеров слабо развиты навыки выступлений. Во-первых, они плохо говорят публично. Зачастую это касается даже профессиональных преподавателей. Как известно, у нас не принято выделять ораторское мастерство в отдельный школьный или вузовский предмет — в отличие, например, от США. Во-вторых, они не умеют правильно подавать знания — структурировать повествование, оформлять понятные презентации и мыслить категориями визуальной информации.

Чтобы решить эту проблему, мы тщательно готовим сценарий курса (за него отвечают продюсеры) и помогаем спикерам с презентациями (для этого есть дизайнер). Одно из решений проблемы — толковый видеомонтаж. Последнее, правда, применимо только для асинхронного обучения.

«Дутые» спикеры

Юлия Завдовьева :

— Надо понимать, что образовательная среда пока в процессе становления. У людей элементарно не сформировался вкус, чтобы отличить хорошие продукты от плохих. Они ведутся на громкие обещания и яркие образы инфобизнесменов, которые работают на инстинктивное желание людей прийти к успеху за один семинар.

Хороший преподаватель — это не человек, который обещает золотые горы, а профессионал, обладающий нужным набором компетенций, практическим опытом и подтвержденными достижениями. Человек без бэкграунда не сможет дать реальные знания и помочь ученикам отточить практические навыки.

Выход один: бросать все силы на то, чтобы выискивать толковых и грамотных спикеров. В случае с профессиональным образованием это несложно, если знаешь рынок. Например, люди, которые делают что-то в интернет-отрасли, нам были известны с самого начала. Мы и сегодня стремимся помогать практикам делиться ценными знаниями.

Недоверие со стороны преподавателей к онлайну

Юлия Завдовьева :

— Есть целая категория преподавателей-теоретиков (в основном из школ и университетов), которые боятся, что при переходе из офлайна в онлайн их лекции потеряют ценность. Как ни банально, но они не понимают, что преподавание — это передача не только теоретических знаний, но и практических навыков. Секрет в том, что современное качественное преподавание предполагает больший упор на практику, а не теорию. Так, например, работает модель Flipped classroom: студенты слушают лекции в онлайне, а практикуются на семинарах.

Нам приходится убеждать преподавателей в преимуществах онлайна: мы развеиваем страхи и объясняем, в чем ценность практики. Менять ментальность непросто: многие хорошие спикеры просто отказываются от сотрудничества.

Низкая компьютерная грамотность преподавателей

Алексей Половинкин , директор по развитию «Нетологии-групп»:

— Многие преподаватели, особенно с классическим образованием, не всегда эффективно работают в Сети. Иногда они не знают, чем почта отличается от Skype, не умеют пользоваться админками, не понимают, как устроены сервисы для проведения вебинаров, а иногда отсутствует даже элементарная компьютерная грамотность.

Чтобы избежать технических проблем, мы привлекаем отдельного специалиста для проведения онлайн-занятий, в обязанности которого входит настройка трансляции, техническая помощь преподавателям, а также модерация чата.

Нет надежных сервисов для проведения вебинаров

Алексей Полехин :

— Не существует русскоязычных сервисов, которые позволяют проводить на 100% качественные трансляции. Везде есть свои недочеты, которые мешают процессу. Мы пробовали почти все, в том числе и западные инструменты с русифицированными интерфейсами.

Пока приходится мириться с недостатками внешнего сервиса, но параллельно мы разрабатываем собственную платформу для вебинаров. Это непростой технологический и дизайнерский продукт, но синхронное образование без него будет неполноценным.

Разница во времени

Алексей Полехин :

— Россия раскинулась сразу в девяти часовых поясах. По этой причине студенты из Хабаровска или Владивостока вынуждены подстраиваться под преподавателей и защищать дипломы ночью. Это, конечно, нельзя воспринимать как проблему, скорее как ограничение.

Мы нашли свой способ «бороться» со временем: публикуем записи прошедших занятий, а также развиваем формат интерактивных курсов, которые можно смотреть с любого устройства и в любое время.

Алексей Полехин: IT становится популярнее, доступнее и дружелюбнее

Стремление к постоянному развитию – внутренний инстинкт любого современного человека. Так считает Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование» в онлайн-университете «Нетологии». Эксперт рассказал журналисту Теплицы Юлии Каленковой, почему IT важно осваивать в любом возрасте и как попасть в тоннель вовлеченности.

– Алексей, расскажите, как формируется линейка курсов у «Нетологии», это запрос рынка или, например, пожелания студентов?

– Любая линейка наших курсов – это некая проекция отрасли. Мы смотрим, какие специалисты востребованы на рынке, затем раскладываем их компетенции на skill set (набор навыков. – Прим. ред.) и уже после этого формируем образовательные модули.

Каждую программу мы оцениваем не только с точки зрения своего потенциала, но и с позиции тех вакансий и резюме, которые попали в поле нашего зрения. Если говорить о программировании, важно учитывать популярность языков – какой из них нужен работодателям.

Простой пример: у нас уже давно существует курс по разработке под Android. И как только Google сделал Kotlin основным языком программирования для разработки приложений на Android, мы добавили в программу соответствующие модули. Именно для того, чтобы наши выпускники соответствовали актуальным требованиям работодателей. Это касается любых новых библиотек и фреймворков, которые появляются на рынке.

– А как проводится анализ рынка, кроме мониторинга рекрутинговых сайтов, как узнать, кто сейчас нужен в IT-сфере?

– Верно, во-первых, стоит посмотреть рекрутинговые сайты. Во-вторых, нужно поговорить с представителями бизнеса. Желательно лично – проведя обстоятельное интервью с руководителем отдела разработки. С большой вероятностью его ответы будут проекцией на всю отрасль. Потребность в специалистах на рынке у нас отслеживает Центр развития карьеры.

Читайте также  Как происходит вступление и оформление наследства на

В-третьих, в программировании существуют открытые рейтинги популярности тех или иных языков, а также востребованности тех или иных специалистов. Эти данные позволяют отслеживать ситуацию и оставаться в курсе трендов.

– Насколько сложно новичкам освоить IT?

– Существует заблуждение, что есть математический склад ума, а есть гуманитарный. Одним одно, другим другое. Но на самом деле любое программирование – это не что иное, как построение алгоритмов. Этим мы занимаемся каждый день, сами того не подозревая, например, составляя текст или споря с кем-либо. А что будет, если сделать вот так? А если вот так? И так несколько циклов.

Математика нужна там, где разработка касается высокотехнологичных сфер. Это моделирование, аналитические системы, машинное обучение. Если вы делаете сайт, простые каталоги, приложения или рекламные кампании, хватит школьной программы. Как раз с приложений и игр многие и начинают, а дальше находят для себя другие траектории развития.

Как проходят занятия в кампусе «Нетологии». Фото: netology.ru.

Резюмирую: есть ряд стереотипов на рынке и масса кейсов, их опровергающих. Например, история нашего студента Сергея Кундрюкова. Его путь в IT начался в 26 лет. На тот момент у него был диплом ветеринара, опыт работы в ресторанной сфере и маркетинге. Оценив свои навыки, он решил стать фронтенд-разработчиком. Впоследствии Сергей получил должность в Epam Systems. Онлайн-образование значительно расширяет возможности.

Мировой рынок EdTech, объем которого сегодня равен $165 миллиардам, ежегодно будет увеличиваться более чем на 5%. Одним из наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании стала Восточная Европа, а ее лидером – Россия. Эксперты утверждают, что среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет составит 20%. Из исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий.

Есть еще один важный нюанс. Подавляющее большинство современных языков разработки постоянно актуализируются, становясь более дружелюбными к пользователям. Например, Android Studio или Xcode превращают программирование из написания кода в настройку блоков с определенными параметрами. Чем проще, тем легче освоить.

– Обращают ли работодатели внимание на то, какое образование у кандидата – онлайн, офлайн, подтверждается ли оно дипломом?

– Боюсь, сейчас на рынке нет единого стандарта дипломов. Поэтому работодатели при найме молодых специалистов проводят свои испытания, чтобы объективно оценить навыки кандидатов.

Cложно говорить о единых стандартах подготовки специалистов. Потому «Нетология», так же, как Skillbox, Geekbrains, Skill Factory, начинала как узкопрофессиональная школа. Мы готовили исключительно маркетологов, Geekbrains – исключительно программистов, Skillbox – дизайнеров.

Потом школа набирает оборот, появляется много студентов, у которых различные цели – трудоустройство, повышение квалификации, поиск единомышленников. Границы так или иначе размываются.

Программирование хорошо иллюстрирует эту ситуацию: у нас учатся мамы в декрете и ребята, которым просто нужно тренировать свои мозги. Они вряд ли ставят себе цель стать разработчиками, но получают необходимые знания, навыки и соответственно дипломы.

– Как развивается карьера выпускников, какие возможности трудоустройства есть у студентов онлайн-курсов?

– У «Нетологии» есть центр развития карьеры: с одной стороны, он занимается мониторингом рынка, а с другой – создает партнерские программы и трудоустраивает студентов. Например, Альфа-Банк помог нам создать курс для тестировщиков программного обеспечения.

Мы собираем вакансии, договариваемся о стажировках наших студентов и помогаем им выходить на рынок уже с качественными резюме и готовыми к собеседованиям. У нас есть биржа проектов и задач, где появляются проекты от партнеров «Нетологии», а также Закрытый клуб выпускников – для тех ребят, которые приложили максимум усилий на курсе.

«Наш пиковый показатель – трудоустройство либо стажировка одного выпускника в день. Сейчас поток учеников стал больше, и этот показатель чуть снизился, но примерно 20-25 человек в месяц точно через нас находят стажировки или трудоустройство. Очевидно, что здесь все зависит не только от нас, но и от самих студентов. У кого-то меняются приоритеты или появляются другие цели, это нормально». Алексей Полехин

– Кто посещает ваши курсы, насколько школьники вовлечены в изучение программирования?

– По статистике, до 10% учеников в «Нетологии» – это студенты и мамы в декрете, школьники в нашу основную целевую аудиторию не входят, но для них у нас тоже есть интересные программы. Например, мы делали партнерские проекты с «Фоксфордом» (онлайн-школа и персональные репетиторы по скайпу для 3-11-х классов. – Прим. ред.) и Edmarket (крупнейшая в России конференция, посвященная EdTech. – Прим. ред.). Разумеется, здесь важно адаптировать курсы: как минимум мы сокращали время занятий, как максимум меняли всю стратегию коммуникации.

Недавно мы запустили программу «Старт в программировании»: ребята за две недели пишут свою первую браузерную игру. В первом наборе было 230 человек, из них около 30 школьники до 15 лет. Это для нас хороший индикатор того, что дети тянутся к образованию и к программированию в частности. Цена такого курса была ниже, чем на наши основные продукты, и я считаю, это правильно. Такие программы нужно делать доступнее для школьников.

Сейчас степень увлеченности детей сильно отличается от той, которая была 10-20 лет назад. Возможности для самостоятельного изучения программирования также расширились. Понимание основ программирования становится новым обязательным знанием для подрастающего поколения.

Знаете, есть замечательная книга «Хомо Деус: Краткая история завтрашнего дня» написанная Ювалем Ноем Харари, профессором Еврейского университета в Иерусалиме. Автор выдвигает гипотезу о том, что выживут те поколения, которые будут задействованы исключительно в двух сферах: биоинжиниринг и IT. Все остальные отрасли будут автоматизированы. По-моему, интересный прогноз.

– С чего начать ребятам, если они действительно хотят связать свою жизнь с программированием?

– Если мы говорим про детей до 10 лет, есть огромное количество крутых кружков по робототехнике. Они позволяют составить первое представление о том, что такое программирование. Если говорить про ребят постарше, стоит обратить внимание на конструкторы, основанные на программировании. Также, я думаю, детей запросто может увлечь история про разработку игр или интерфейсов. Сделать сайт или мобильное приложение вполне сможет подросток 10-15 лет.

Очень крутые проекты делает Lego. У них, например, есть конструктор, для которого создано приложение, где ребенок может написать код. Он, конечно, больше похож просто на алгоритм, но это все дает понять, что значит «запрограммировать». Это для детей до 5 лет – уже в этом возрасте можно поддерживать интересы ребенка и помогать ему в изучении простейших основ программирования.

Резюмируя ответ, с чего стоит начинать: это приложения, веб-игры и сайты, робототехника и любые современные конструкторы с контроллерами.

– Расскажите о повышении вовлеченности. Как сами ученики могут себя мотивировать, и как может заинтересовать онлайн-платформа, например, геймификацией?

– Геймификация в рамках платформы подразумевает не только игровой эффект, но и понятный, предсказуемый сценарий. Это, безусловно, важный, но не определяющий критерий. Пусть это будет первый фактор, второй – грамотно выстроенная образовательная траектория. Есть такое понятие, как «тоннель вовлеченности», это термин из игровой индустрии.

Представьте две оси: X – количество усилий, которые человек должен применить; Y – количество знаний, которые есть у этого человека на данном этапе. Чтобы человек двигался по образовательной траектории, по этому тоннелю вовлеченности, его объем знаний должен соответствовать решаемой задаче.

Задачи предлагаются студенту достаточно сложные, чтобы увлечь, но при этом выполнимые – у студента достаточно знаний и навыков, чтобы выполнить задание. Если задачи будут слишком легкими, студент быстро потеряет мотивацию проходить уроки, поскольку здесь объясняют то, что ему и так известно. Если слишком сложными – столкнется с бессилием и тоже вряд ли закончит обучение.

Третий фактор вовлеченности – правильный подбор методического материала. Ученик всегда должен понимать, каким образом решаются стоящие перед ним задачи. Как только вы выполняете домашнее задание, у вас происходит выброс дофамина (дофамин – один из химических факторов внутреннего подкрепления, это часть «системы вознаграждения» мозга, отвечающая за процессы мотивации и обучения. – Прим. ред.). Это мотивирует на то, чтобы сделать следующий шаг.

Вспомните чувство, когда вы решили задачу или сдали сложный проект, – вы готовы и дальше сворачивать горы. Студенту в обучении нужно не столько достижение цели, сколько ощущение собственной значимости и роста.

Выпускники «Нетологии». Фото: netology.ru.

Четвертый фактор – принадлежность к сообществу. Человеку важно чувствовать свою причастность к социуму и его поддержку. В университете 4-5 месяцев мы ничего не делаем, потом за 1-2 месяца начинается этот безумный забег с дедлайнами и экзаменами. Мы участвуем в этом забеге по одной причине – чтобы дальше опять ничего не делать, кроме того, что находиться вместе, в среде единомышленников.

Причастность к сообществу – мощный мотиватор, пробуждающий в том числе и дух соперничества. К слову, дедлайны – также важный фактор мотивации. Они работают на дисциплину. Еще два важных момента, которые во многом определяют степень вовлеченности учеников, – это харизма преподавателей, а также комфортная навигация на платформе.

А со стороны человека, пожалуй, только внутренняя мотивация. Если ее нет, то любые старания со стороны учителей, менторов и наставников – это лишь временные решения. Человеку просто должно нравиться развиваться – это внутренний инстинкт любого современного человека.

Семь профессий, которые можно освоить за полгода. И работать удаленно или на себя

Пандемия изменила рынок труда во всем мире. В прошлом году более 12 млн россиян потеряли работу из-за ее последствий. Во многих отраслях компании сокращали работников, но где-то вакансий, наоборот, становилось больше (например, в IT). На этой волне многие захотели освоить новую профессию — ту, что позволит работать удаленно и сохранить доходы в кризис. Согласно опросу BCG и The Network, 56% россиян хотят получить другие навыки. Мы собрали подходящие профессии, на которые можно переучиться за два — шесть месяцев.

Самый простой способ быстро войти в IT — стать тестировщиком. Это специалист, который проверяет продукт — программу, приложение — на ошибки и сбои. Считается, что выучиться на тестировщика легко, даже если нет технического образования. Вроде идеальный путь в IT для гуманитария. Здесь мы поговорили с теми, кто ушел в тестировщики из профессий, не связанных с IT, — кто-то справляется, а кто-то ушел, потому что было сложно и неинтересно. При этом нужно учитывать, что в первое время не будет большой зарплаты. Но можно постоянно расти, вакансий в IT много, в том числе и тех, где можно работать из дома — особенно сейчас. В июне 2021 на hh.ru было открыто 32,5 тыс. предложений о работе в IT с постоянной удаленкой, сообщили ТАСС в hh.ru.

В разных школах обучение занимает от трех до шести месяцев, цены варьируются от 30 тыс. до 60 тыс. рублей.

Нужен компьютер, навыки уверенного пользователя. Техническое образование будет плюсом, без него учиться труднее, а работа может не понравиться. «Задача тестировщика — искать баги, лезть в вещи, которые сломают модуль, сделанный разработчиками. Вот мне нравится ломать — разбирать вещи, смотреть, как там что функционирует. Если что-то плохо работает, интересно найти причину. У меня драйв, когда есть баги. Не всем это подходит — если нет такого интереса, не будет удовольствия», — говорит Олег Пронин, тестировщик, который переучился в прошлом году.

Тестировщики чаще всего трудятся в компаниях в отделах разработки. Но есть возможность и делать проекты на фрилансе: существуют сайты, куда заказчики выкладывают продукты и платят за поиск багов. Вообще, профессия тестировщика для тех, кому нравится IT издалека — «новый черный». Курс популярен у вчерашних гуманитариев, технарей, растерявших навыки. Несколько месяцев назад мы собрали истории людей, переучившихся после 50 лет, — почитайте их здесь.

Второй способ быстро войти в IT. Немного посложнее. Фронтенд-разработчики создают внешнюю сторону продукта — приложения или сайта. Они учатся программировать (тестировщикам это не нужно, во всяком случае вначале). Им платят больше, чем тестировщикам, — в июне 2021 года в Москве их оклад составлял в среднем 150 тыс. рублей, в регионах — 100 тыс., по данным hh.ru. В первые месяцы, по данным онлайн-школ, 80–90 тыс.

Обучение занимает 6–12 месяцев. Стоимость — от 50 тыс. рублей.

Видео — все еще растущий тренд. Конечно, приложения для работы с ним стали такими простыми, что любой пользователь может делать сносные ролики. Но спрос на качество тоже остается. Видеомонтаж — навык, с которым можно и работать в компании, и продавать услуги в качестве самозанятого.

Обучиться основам можно за два-три месяца, сразу же начать продавать услуги. «Советуем эту профессию тем, кто хочет быстро переучиться. Сейчас высокий спрос на специалистов в связи с бумом соцсетей и видеоконтента. Средняя зарплата видеомонтажера — 80 тыс. рублей», — говорит Ксения Сидорова, продюсер направления «Мультимедиа» в Skillbox. Стоимость курса — от 50 тыс. рублей.

Для учебы и работы нужен компьютер, который потянет тяжелые программы для монтажа. Убедитесь, что ваша техника подходит. Ранее мы составляли инструкцию, как выбрать подходящий ноутбук для удаленной работы.

Дизайн — в топ-5 курсов, на которые вырос спрос еще в первой волне пандемии. Это не изменилось за год. «У нас наибольший спрос на курсы по таргетированной и контекстной рекламе, SMM, фронтенд-, веб-разработке, тестированию и дизайну», — говорит Алексей Полехин, программный директор «Нетологии».

Конкретнее: самые популярные курсы — продуктовый и веб-дизайн (UI/UX, дизайн мобильных и десктоп-приложений), интерактивный дизайн (UI-анимация, VR/AR) и графический дизайн. «Направления веб-дизайна, графического дизайна не требуют опыта для входа», — уточняет Полехин. Но обучиться за полгода можно только веб-дизайну. Стоимость в среднем около 50 тыс. рублей. Зарплаты начинающих примерно на уровне копирайтеров с биржи. Можно рассчитывать на оклад до 40 тыс. рублей в Москве. По данным hh.ru, зарплаты веб-дизайнеров в России — от 35 до 60 тыс. рублей. В Москве — от 75 до 125 тыс. Для этой работы тоже нужен хороший компьютер, который потянет профессиональные программы.

Это тот, кто настраивает рекламу в социальных сетях. Люди видят в курсах по таргетингу быстрый способ переквалифицироваться и начать работать из дома. Если есть запал на то, чтобы быть самозанятым или вы развиваете свой блог — это направление для вас.

«Уже пять лет на рынке маркетинга говорят, что специалистов по продвижению в соцсетях очень много и конкуренция между ними огромна. Но в сегменте малого и среднего бизнеса постоянно требуются новые кадры. Соцсети для них — самый востребованный канал для продвижения», — говорит Николай Смирнов, преподаватель курса «Таргетолог с нуля» в Skillbox.

Пройти курс можно за 2–3,5 месяца. Стоимость от 35 тыс. рублей. По данным «Нетологии», месячный доход начинающего таргетолога, работающего с московскими компаниями, от 60 тыс. рублей.

Медиаменеджер в киберспорте

Пять лет назад киберспорт вошел в список признанных в России видов спорта. Если вы любите видеоигры и думаете, на кого переучиться, — в школах есть подготовка киберспортивных менеджеров. «Медиаменеджер может как создавать контент на позиции ведущего редактора, так и продвигать его в качестве маркетолога. Анализировать киберспортивную аудиторию и определять маркетинговую стратегию. Медиаменеджеров много, но тех, кто разбираются в киберспортивной индустрии, — единицы», — говорит Антон Ладовир, бренд-менеджер направления «Игры» в Skillbox.

За пять лет число вакансий в сфере киберспорта в России выросло в 24 раза. Обучение длится два месяца. Стоимость — 35 тыс. рублей.

Еще один способ прийти в IT с нуля. «Многие думают, что сфера сложная, в нее нельзя войти без технического образования. Но это миф, аналитики должны переводить данные из баз в понятые выводы для решения бизнес-задач. Техническая база изучается в короткие сроки», — говорит Алексей Полехин, программный директор «Нетологии».

Быстрее всего можно выучиться на дата-аналитика (BI-аналитик тот, кто анализирует большие данные) и маркетолога-аналитика. Курс длится минимум шесть-семь месяцев.

Онлайн-школы растут за счет тех, кто решил переучиваться на пандемии. Это показывает анализ платежей от ЮKassa: в прошлом году количество платежей за онлайн-образование выросло на 48% по сравнению с доковидным 2019 годом. В сегменте получения новой профессии и повышения квалификации — на 63%. По данным совместного исследования ЮKassa и «Нетологии», чаще переучиваться шли россияне 45–55 лет, прирост слушателей курсов в этой категории — 110%. Аудитория 35–44 лет выросла на 80%. На третьем месте по динамике были пользователи в возрасте 18–24 лет — прирост 77%, — они отличались тем, что активно пробовали бесплатные пробные курсы, а потом переходили на платные программы. Еще в прошлом году в онлайн-школах стали чаще учиться жители регионов. «Раньше обучением интересовались в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, но в 2020 году в число наиболее активных регионов вошли Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Пермь и Уфа», — сообщается в вышеприведенном исследовании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]